Главная Евангельские чтения 16/29 ноября по н. ст. Вторник. Седмица 25-я по Пятидесятнице. Глас 7. Рождественский (Филиппов) пост.
Получать свеЖие статьи:

Душеполезное слово

О молитве

Не бросай молитвы, когда враг нагоняет на тебя бесчувствие; кто понуждает себя в молитве при сухости души – тот выше молящегося со слезами.

Схиигумен Савва Псково-Печерский

Хронология

< Ноября 2011 >
П В С Ч П С В
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
29 30        
Пользователи : 8191
Статьи : 5633
Просмотры материалов : 7489940

Яндекс цитирования

16/29 ноября по н. ст. Вторник. Седмица 25-я по Пятидесятнице. Глас 7. Рождественский (Филиппов) пост. | Печать |

Евангельские чтения дня. Толкование.

 

Второе послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла, глава 1, 10 – глава 2, 2

10Когда Он приидет прославиться во святых Своих и явиться дивным в день оный во всех веровавших, так как вы поверили нашему свидетельству.

11Для сего и молимся всегда за вас, чтобы Бог наш соделал вас достойными звания и совершил всякое благоволение благости и дело веры в силе, 12да прославится имя Господа нашего Иисуса Христа в вас, и вы в Нем, по благодати Бога нашего и Господа Иисуса Христа.

Глава 2.

1Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему, 2не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов.

 

От Луки, 77 зач., глава 14, 25-35

25С Ним шло множество народа; и Он, обратившись, сказал им: 26если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником; 27и кто не несет креста своего и идёт за Мною, не может быть Моим учеником.

28Ибо кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения ее, 29дабы, когда положит основание и не возможет совершить, все видящие не стали смеяться над ним, 30говоря: этот человек начал строить и не мог окончить?

31Или какой царь, идя на войну против другого царя, не сядет и не посоветуется прежде, силен ли он с десятью тысячами противостать идущему на него с двадцатью тысячами?

32Иначе, пока тот еще далеко, он пошлет к нему посольство просить о мире.

33Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником.

34Соль - добрая вещь; но если соль потеряет силу, чем исправить ее?

35ни в землю, ни в навоз не годится; вон выбрасывают ее. Кто имеет уши слышать, да слышит!

Кто хочет следовать за Христом, должен отдавать себе отчет, что это будет означать. Два примера, приведенные в этом Евангелии, ясно показывают, о чем идет речь. Намерение построить башню предполагает наличие денег для покрытия затрат. Объявление войны требует войска, достаточного для ее ведения. В обоих случаях важно заранее оценить свои возможности. Недостаточно внезапно загореться, или захотеть получить желаемое во что бы то ни стало. Необходимо исчислить, настолько ли ты богат, чтобы позволить себе такое строительство, настолько ли силен, чтобы рисковать, ввергая себя в авантюру войны.

Господь приводит эти два примера, говоря о выборе, который должен сделать тот, кто хочет стать Его учеником. «Так всякий из вас, - говорит Он, - кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником». Однако эти сравнения с ученичеством не следует воспринимать буквально - из-за одного очень важного пункта. В случае строителя башни или царя, готовящегося к войне, необходимо точное исчисление имеющихся средств - будь то деньги или военная мощь. В случае ученичества Христова - речь идет не о том, чтобы собрать все имеющиеся средства - силу, таланты, деньги, лучшие человеческие качества, но, напротив, о том, чтобы все оставить, всего отвергнуться, совлечься всего. И Господь даже говорит, что наш выбор может быть только таким - все или ничего. «Кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником».

Поистине, Царство Христово требует послушания законам и требованиям, которые обыкновенно противоположны тому, чем живет мир. В этом мире чем больше показывает кто-то силы и смелости, чем более впечатляющи средства, которыми он располагает, тем больше шансов имеет он на успех. В жизни учеников Христовых действует противоположный закон. Чем меньше человек имеет, чем больше он отдает и оставляет, чем больше делится с другими, чем больше достигает нищеты, тем большую он открывает возможность Божественной благодати соделать его новым творением.

Бог находится в непрестанном созидании Своего Царства. И всякая наша неуместная инициатива может только мешать Богу, а иногда даже быть совершенной преградой для действия в нас Его благодати. Как говорит преподобный Нектарий Оптинский: «Бог сотворил мир из ничего. И пока, подвигом всецелого самоотречения, мы не осознаем, что мы - ничто, мы не дадим Богу творить из нас нового человека».

В этом совлечении себя - вся тяжесть креста, который ученик Христов должен принять. После всех других совлечений, впечатляющий список которых дает Господь: «отца своего и матери, и жены, и детей, и братьев, и сестер, а притом и самой жизни своей». Эти совлечения, хотя они и являются основой всего, могут показаться легкими в сиянии первой любви. Но они - только начало. Таинственная благодать Божия, уменьшающая одни препятствия, может постепенно открывать новые, о существовании которых мы и не подозревали: очень тонкие проявления себялюбия, своеволия и самодеятельности. Мы думаем, что мы уже все отдали, от всего отказались, но благодать Христова требует от нас еще большего. Бесконечно кроткая, ничего не повреждающая, только освобождающая пути для токов новой жизни, - она знает, куда ведет нас.

Для каждого из нас - это наш крест, который не мы сами выбираем, но Христос - для нас. Наш крест - наш путь, без всяких расчетов, без всяких условий, путь всецелого совлечения, на котором нам дано стать служителями и соработниками чудес Божиих ради спасения многих.

И еще Господь предупреждает в сегодняшнем Евангелии против апостасии, отступничества, которое может сделать христиан совершенно бесполезными. Те из христиан, кто вместо того, чтобы оставить все, что они имеют в мире, оставляют свою веру или жизнь по вере, уподобляются соли, которая утратила свою соленость. Они, как эта соль, становятся самыми ненужными, что только есть в мире. «Чем исправить эту соль?» - вопрошает Господь. Возможно ли сделать ее снова соленой? Потому богоотступнический мир хуже мира неверующего. И из Церкви сеющие соблазны должны быть извергнуты, потому что существует опасность заражения ими других. Господь обращается с призывом к каждому из нас внять этому предупреждению: «Имеющий уши слышать, да слышит».

Протоиерей Александр Шаргунов (Источник: moral.ru.)

 

 

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года (1 Тим. 1, 5-14; Лк. 14, 25-35).

"Соль - добрая вещь; но если соль потеряет силу, чем исправить ее?" Соль - ученики Господа, которые, преподавая Его наставления людям, истребляли нравственную в них гнилость. Если такое преподавание назовем просвещением, то и титло соли должно тоже перейти на это последнее. Затем все изречение будет в таком виде: добро просвещение, но если просвещение обуяет, то к чему оно тоже? Брось его!.. Просвещение действует как соль, когда оно исполнено начал и элементов учения Господня, когда само состоит в ученичестве у Господа, а коль скоро оно отступает от этого направления и вместо уроков Господних усваивает себе чуждые учения, тогда оно обуевает само и становится непотребным, само заражается гнилостью заблуждения и лжи, и начинает уже действовать не целительно, а заразительно. История подтвердила и подтверждает это повсюдными опытами. Отчего же никто не внимает опыту? Враг на всех наводит мрак и всем думается, что то и светло, когда в учениях держатся подальше от учения Господня.