Главная Евангельские чтения 23 октября/5 ноября по н. ст. Суббота. Седмица 21-я по Пятидесятнице. Димитриевская родительская суббота. Глас 3. Поста нет.
Получать свеЖие статьи:

Душеполезное слово

Быть участником блаженства

Отныне, во время краткой земной жизни, которую Писание не назвало даже жизнию, а странствованием, познакомься со святыми. Ты хочешь принадлежать на небе к их обществу, хочешь быть участником их блаженства? Отныне поступи в общение с ними...

Подробнее ...

Хронология

< Ноября 2011 >
П В С Ч П С В
  1 2 3 4 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30        
Пользователи : 8189
Статьи : 5628
Просмотры материалов : 7482115

Яндекс цитирования

23 октября/5 ноября по н. ст. Суббота. Седмица 21-я по Пятидесятнице. Димитриевская родительская суббота. Глас 3. Поста нет. | Печать |

Евангельские чтения дня. Толкование.

 

Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла, глава 3, 12-18

12Имея такую надежду, мы действуем с великим дерзновением, 13а не так, как Моисей, который полагал покрывало на лице свое, чтобы сыны Израилевы не взирали на конец преходящего.

14Но умы их ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом.

15Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их; 16но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается.

17Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода.

18Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа.

 

От Луки, 29 зач., глава 7, (1)2-10

(1Когда Он окончил все слова Свои к слушавшему народу, то вошел в Капернаум.)

2У одного сотника слуга, которым он дорожил, был болен при смерти.

3Услышав об Иисусе, он послал к Нему Иудейских старейшин просить Его, чтобы пришел исцелить слугу его.

4И они, придя к Иисусу, просили Его убедительно, говоря: он достоин, чтобы Ты сделал для него это, 5ибо он любит народ наш и построил нам синагогу.

6Иисус пошел с ними. И когда Он недалеко уже был от дома, сотник прислал к Нему друзей сказать Ему: не трудись, Господи! ибо я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой; 7потому и себя самого не почел я достойным прийти к Тебе; но скажи слово, и выздоровеет слуга мой.

8Ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то', и делает.

9Услышав сие, Иисус удивился ему и, обратившись, сказал идущему за Ним народу: сказываю вам, что и в Израиле не нашел Я такой веры.

10Посланные, возвратившись в дом, нашли больного слугу выздоровевшим.

Сам Господь восхищается верой сотника и не скрывает Своей горечи по поводу отсутствия такой веры в Израиле. У этого восхитительного сотника, офицера римской армии, есть в доме слуга, который находится при смерти. Сотник прилагает все усилия, чтобы спасти своего слугу. Эта забота о рабе необычна, потому что у раба нет никаких прав. Это не человеческое существо, это вещь, которую можно перемещать по своему желанию. Такое уважение к рабу не могло быть в порядке вещей. Поведение сотника обнаруживает его глубокую человечность, преодолевающую громадное расстояние между господином и рабом. Еще одна замечательная черта этого сотника - его отношение с иудеями. «Он любит народ наш, и построил нам синагогу», - говорят они. Во времена земной жизни Спасителя иудеи презирали захватчиков римлян, и римляне отвечали им взаимностью. Вспомним, как говорит Пилат: «Разве я иудей?» В этой атмосфере ненависти проявление дружественности к римскому офицеру было чрезвычайным. Оно свидетельствует о многом. Своим отношением сотник упраздняет барьер, разделяющий иудеев и язычников. Он не боится идти в сторону, противоположную политической и религиозной ситуации, которая была в то время.

Сотник показывает себя человеком необычайного смирения. Он знает, что закон запрещает иудею входить в дом язычника (Деян. 10, 28), так же как язычнику входить в его дом. Потому он даже не идет ко Господу сам, а посылает к Нему своих друзей иудеев. Этот человек, привыкший командовать, являет удивительное смирение перед лицом подлинного величия. Нам раскрываются высокие человеческие и духовные качества сотника. Эти исключительные его качества - почва, в которой укореняется его вера. Эта вера есть абсолютное доверие могуществу Господа. Он исповедует ее, исходя из своего собственного опыта, - из того, как повинуются его приказам. Он знает, что одного слова Христова достаточно, чтобы исцелить его слугу на расстоянии. Он абсолютно верит в силу слова Господня, в Его власть над всеми болезнями. Он признает в Господе власть, не сравнимую ни с какой иной властью, действующей за пределами Его присутствия.

Замечательно, что этот сотник лично не встречается со Христом. Его встреча со Христом происходит через посредников. Это два, одно за другим, посылаемые им посольства. Первое из них - иудейские старейшины, которые и дают нам характеристику сотника. Он - «боящийся Бога», один из тех многих язычников, которые веруют во Единого Бога Израиля. Господь немедленно отвечает на их просьбу, и отправляется в путь. «И когда Он недалеко уже был от дома», сотник отправляет навстречу Ему других своих посланцев - он очень богат друзьями, - которые на этот раз передают его просьбу в первом лице единственного числа: «Не трудись, Господи! Ибо я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой». Разве не перекликаются эти слова с тем, что сказал больший из рожденных женами: «Я не достоин развязать ремень обуви Его» (Лк. 3, 16).

Нам показано, как совершается спасение мира. Израиль должен был служить посредником между Христом и язычниками. Во время земной жизни Господа час вхождения в новый народ Божий еще не пробил. Надо ждать Пасхи, дара Пятидесятницы. Встреча между безымянным сотником и Господом, которая не произошла, произойдет во встрече Корнилия сотника и апостола Петра, как это описано в 10 главе книги Деяний.

Первый язычник, вошедший в новый народ Божий, этот сотник представляет нас. Он напоминает нас. Как мы, он сознает свое недостоинство, и как мы, он простой слушатель слова о Христе Иисусе - сам он не встречал Его. Его вера предваряет нашу. Он утверждает присутствие Господа в Его слове и всемогущество этого слова. Его исповедание веры - чаяние веры пасхальной. Поистине только Воскресение даст возможность Господу входить во все наши дома, и присутствовать в них Евангелием со всей Его спасительной силой.

Протоиерей Александр Шаргунов

 

 

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года (2 Кор. 5, 1-10; Лк. 7, 1-10).

Какая светлая личность сотник! Как дошел он до такой веры, что превзошел ею всех израильтян, воспитанных откровением, пророчествами и чудесами? Евангелие не указывает как, а живописует только веру его и сказывает, как похвалил его Господь. Путь веры - тайный, сокровенный путь. Кто может и в себе-то самом объяснить, как слагаются в сердце убеждения веры? Лучше всего решает это святой Апостол, называя веру Божиим даром. Вера действительно Божий дар, но неверы не безответны, то, стало быть, сами виноваты, что не дается им этот дар. Нет приемника для этого дара, он и не дается, ибо нечем принять его, а в таком случае давать то же, что тратить понапрасну. Как душа делается способною приемницею дара веры, это трудно определить. В сотнике видно крайнее смирение, несмотря на то, что он был властный человек, добродетельный и разумный. Не смирением ли вообще привлекается эта великая милость, дающая веру? Очень не дивно. По крайней мере, всем ведомо то, что неверы всегда духа гордого и что вера более всего требует покорности ума под свое иго.

 

 

 

За упокой

От Иоанна, 16 зач., глава 5, 24-30.

24Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь.

25Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут.

26Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе.

27И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий.

28Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; 29и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло - в воскресение осуждения.

30Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца.

 

 

 

Некоторые особенности богослужения

В отличие от родительских суббот Мясопустной и Троицкой, имеющих общецерковное значение, о Димитриевской субботе Типикон умалчивает, поскольку эта суббота — русское благочестивое установление, связанное, по преданию, с именем святого благоверного великого князя Димитрия Донского.

В пятницу вечера накануне субботы после 9-го часа совершается вседневная Вечерня, на которой стихословится рядовая 18-я кафизма.

На утрене:

Поются Непорочны (17-я кафизма -118 псалом), разделяемая на 2 статии. Припев к стихам 1-й статии: Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим (на практике обычно поют первую половину этого стиха: Благословен еси, Господи).

После первой статии произносится ектения об усопших (малая заупокойная ектения).

2-я статия начинается с 94 стиха - Твой есмь аз... с припевом к стихам Спасе, спаси мя.

Затем на 5-й глас поются тропари по Непорочных Святых лик обрете источник жизни с припевом: Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим. И бывает полное каждение всего храма. Затем произносится малая заупокойная ектения, и поется седален: Покой, Спасе наш.

На каноне, после 6-й песни - малая заупокойная ектения, кондак: Со святыми упокой и икос: Сам един еси, Бессмертный. Диакон кадит тетрапод, иконостас, священнослужителей и народ. После этого священнослужители уходят в алтарь.

На Литургии:

Причастен дня: Радуйтеся праведнии о Господе, правым подобает похвала, и заупокойный: Блажени, яже избрал и приял еси, Господи, и память их в род и род.