Главная Евангельские чтения 26 ноября/9 декабря по н. ст. Пятница. Седмица 26-я по Пятидесятнице. Глас 8. Рождественский (Филиппов) пост.
Получать свеЖие статьи:

Душеполезное слово

Быть участником блаженства

Отныне, во время краткой земной жизни, которую Писание не назвало даже жизнию, а странствованием, познакомься со святыми. Ты хочешь принадлежать на небе к их обществу, хочешь быть участником их блаженства? Отныне поступи в общение с ними...

Подробнее ...

Хронология

< Декабря 2011 >
П В С Ч П С В
      1 2 3 4
5 6 7 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31  
Пользователи : 8190
Статьи : 5629
Просмотры материалов : 7485336

Яндекс цитирования

26 ноября/9 декабря по н. ст. Пятница. Седмица 26-я по Пятидесятнице. Глас 8. Рождественский (Филиппов) пост. | Печать |

Евангельские чтения дня. Толкование.

 

Первое послание к Тимофею святого апостола Павла, глава 4, 4-8, 16

4Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, 5потому что освящается словом Божиим и молитвою.

6Внушая сие братиям, будешь добрый служитель Иисуса Христа, питаемый словами веры и добрым учением, которому ты последовал.

7Негодных же и бабьих басен отвращайся, а упражняй себя в благочестии, 8ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей.

16Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя.

 

От Луки, 95 зач., глава 19, 12-28

12Итак сказал: некоторый человек высокого рода отправлялся в дальнюю страну, чтобы получить себе царство и возвратиться; 13призвав же десять рабов своих, дал им десять мин и сказал им: употребляйте их в оборот, пока я возвращусь.

14Но граждане ненавидели его и отправили вслед за ним посольство, сказав: не хотим, чтобы он царствовал над нами.

15И когда возвратился, получив царство, велел призвать к себе рабов тех, которым дал серебро, чтобы узнать, кто что приобрел.

16Пришел первый и сказал: господин! мина твоя принесла десять мин.

17И сказал ему: хорошо, добрый раб! за то, что ты в малом был верен, возьми в управление десять городов.

18Пришел второй и сказал: господин! мина твоя принесла пять мин.

19Сказал и этому: и ты будь над пятью городами.

20Пришел третий и сказал: господин! вот твоя мина, которую я хранил, завернув в платок, 21ибо я боялся тебя, потому что ты человек жестокий: берешь, чего не клал, и жнешь, чего не сеял.

22Господин сказал ему: твоими устами буду судить тебя, лукавый раб! ты знал, что я человек жестокий, беру, чего не клал, и жну, чего не сеял; 23для чего же ты не отдал серебра моего в оборот, чтобы я, придя, получил его с прибылью?

24И сказал предстоящим: возьмите у него мину и дайте имеющему десять мин.

25И сказали ему: господин! у него есть десять мин.

26Сказываю вам, что всякому имеющему дано будет, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; 27врагов же моих тех, которые не хотели, чтобы я царствовал над ними, приведите сюда и избейте предо мною.

28Сказав это, Он пошел далее, восходя в Иерусалим.

Эта притча - о нашей жизни и смерти, и о Втором Пришествии Христовом. Когда Христос вознесся на небо, Он был подобен этому человеку, отправившемуся в дальнюю страну, чтобы получить себе царство. Отправляясь в путь, Он позаботился о том, чтобы снабдить Свою Церковь всем необходимым во время Своего отсутствия. «Призвав же десять рабов своих, дал им десять мин». Мы знаем, что мина - это денежная единица того времени, как и «талант», про который мы слышим в параллельной притче Евангелия от Матфея. Ни один человек не лишен своей мины, своего таланта. Господь никого не забывает, от каждого желая получить отдачу по его силам. Он хочет, чтобы мы не пребывали в праздности, а умножали Его дарования.

Далее мы слышим о гражданах страны, ненавидевших этого господина «высокого рода» и продолжавших враждовать против него, даже после его ухода. «Не хотим, чтобы он царствовал над нами», - сказали они. Это исполнилось в неверности богоизбранного народа после Вознесения Господня. Иудеи, в большинстве своем, не захотели склонить свою выю под иго Христово. И это относится ко всем неверующим во Христа. Они не возражают, чтобы Христос спас их, но не хотят, чтобы Он был их царем. Участь этих людей - вечные муки и смерть: «Врагов же моих тех, которые не хотели, чтобы я царствовал над ними, приведите сюда и избейте предо мною».

И вот мы видим из притчи, что один из рабов оказался ленивым и лукавым. Он возвращает своему господину всего лишь одну мину, которая была ему дана и которую он «хранил, завернув в платок». Кажется, что он как будто ничего плохого не сделал, но Господь выносит ему строгий приговор: «Возьмите у него мину и дайте имеющему десять мин… сказываю вам, что всякому имеющему дано будет, а у неимеющего отнимется и то, что имеет». Дар и ответственность - нераздельны. Неверный раб думал только о себе и о своей безопасности. Он ничем не рисковал и ничего не достиг. Его не интересовало дело Господа, он не думал о спасении своей души, а только о спасении своей шкуры. Тот, кто боится подвергнуть опасности свою жизнь, не будет рисковать ради Господа.

И суд над ним совершается согласно его выбору. То, что было дано ему, отнимается от него. Ибо «кто спасет свою жизнь, тот погубит ее», говорит Господь. Внешняя тьма, в которую извержен раб лукавый и ленивый - образ окончательного отделения от Господа, от света Его Божественного добра.

Эта притча говорит о том, как велика наша ответственность пред Богом и другими людьми. И страшен суд над нашей не имеющей извинения безответственностью. «Для чего же ты не отдал серебра моего в оборот, чтобы я, придя, получил его с прибылью?» - спрашивает Господь. Все определяется не внешними результатами, а мерой верности Господу, отдачей своей жизни другим людям. Сколь многие из нас и в храм Божий ходят, и все соблюдают, но как-то осторожно, с оглядкой, будто боятся слишком много сделать для Бога. Они вполне благочестивые христиане, но им страшно, как бы вдруг Господь не потребовал от них все, что у них есть, их самих. В то время как Господь говорит: «Сыне, дай Мне твое сердце».

Жизнь, отданная другим, это и есть обретение всего, что хочет нам дать Господь. Есть в духовной жизни непреложный закон: чем больше мы отдаем другим людям, тем больше приобретаем сами. Это закон горения - свечи, пламенеющего сердца, когда оно может, отдавая себя другим, рождать бесчисленное количество вновь горящих свечей, посвященных Богу.

Нет такого человека, который не мог бы по дару Христа этому научиться. Каждый из нас, получивший свое дарование от Господа, призывается к служению другим людям, ибо через эту отдачу себя он приобщается любви Христовой - тому богатству, которое у Него есть. А лукавый и ленивый раб думал только о себе. Не было у него благодарности Богу, и это лишило его Царства Небесного.

Если я, подобно лукавому и ленивому рабу, буду по видимости соблюдать все положенное по закону, думая только о том, как бы избежать наказания и опасаясь всякого риска - как узнаю я о непостижимой никаким умом отдающей себя до конца любви Христовой? Как на Страшном Суде не окажусь вне милосердия Божия?

Тайна жизни заключается в любви - в том, чтобы быть благодарным Богу за все Его дары. Быть способным принести их Ему без остатка, и узнать, что радость нашего Господа, которую Он приобрел дорогою ценою, нам принадлежит. И для того дается нам жизнь, чтобы мы могли войти в эту радость и быть сонаследниками Господа нашего во веки.

Протоиерей Александр Шаргунов

 

 

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года (2 Тим. 1, 1-2. 8-15; Лк. 19, 12-28).

Притча о десяти минах изображает всю историю человечества до второго пришествия Христова. Господь говорит в ней о Себе, что Он идет через страдания, смерть и воскресение к Отцу Небесному принять царство над человечеством, которое все - Его родовое достояние. Оставшиеся на земле делятся на две половины: на рабов, поработивших себя Господу через послушание вере, и на нехотящих иметь Его царем и работать Ему, ради неверия своего. Тем, которые приступают ко Господу верою, с готовностью работать Ему, даются дары Святого Духа в святых таинствах: это мина - и каждый верующий получает ее на служение в кругу верующих. Когда все из рода человеческого, способные покоряться Господу, покорятся Ему, тогда Он снова придет, как принявший Царство. Первым делом Его будет рассудить рабов, кто что приобрел данною благодатью, а потом последует суд и над теми, которые не захотели иметь Его царем, т. е., или не уверовали, или отпали от веры. Напечатлей эти истины в уме своем и не отводи от них внимания, ибо тогда будет решение, которому уж не жди перемены. Бегай неверия; но и веруй не праздно, а приноси и плоды веры. Обретши тебя верным вмале, Господь и над многим тебя поставит.