Главная Евангельские чтения 27 апреля/10 мая по н. ст. Вторник. Седмица 3-я по Пасхе. Глас 2. Поста нет.
Получать свеЖие статьи:

Душеполезное слово

О прославлении святых угодников Божиих

Призывая или прославляя святых угодников Божиих, мы должны призывать или прославлять их всем сердцем, с горячностью души...

Подробнее ...

Хронология

< Мая 2011 >
П В С Ч П С В
            1
2 3 4 5 6 7 8
10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          
Пользователи : 8189
Статьи : 5628
Просмотры материалов : 7482107

Яндекс цитирования

27 апреля/10 мая по н. ст. Вторник. Седмица 3-я по Пасхе. Глас 2. Поста нет.

Евангельские чтения дня. Толкование.

 

 

Деяния святых апостолов, глава 8, 5-17

5Так Филипп пришел в город Самарийский и проповедовал им Христа.

6Народ единодушно внимал тому, что говорил Филипп, слыша и видя, какие он творил чудеса.

7Ибо нечистые духи из многих, одержимых ими, выходили с великим воплем, а многие расслабленные и хромые исцелялись.

8И была радость великая в том городе.

9Находился же в городе некоторый муж, именем Симон, который перед тем волхвовал и изумлял народ Самарийский, выдавая себя за кого-то великого.

10Ему внимали все, от малого до большого, говоря: сей есть великая сила Божия.

11А внимали ему потому, что он немалое время изумлял их волхвованиями.

12Но, когда поверили Филиппу, благовествующему о Царствии Божием и о имени Иисуса Христа, то крестились и мужчины и женщины.

13Уверовал и сам Симон и, крестившись, не отходил от Филиппа; и, видя совершающиеся великие силы и знамения, изумлялся.

14Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, 15которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святаго.

16Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса.

17Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святаго.

 

От Иоанна, 20 зач., глава 6, 27-33

Господь сказал:

27Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий, ибо на Нем положил печать Свою Отец, Бог.

28Итак сказали Ему: что' нам делать, чтобы творить дела Божии?

29Иисус сказал им в ответ: вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал.

30На это сказали Ему: какое же Ты дашь знамение, чтобы мы увидели и поверили Тебе? что' Ты делаешь?

31Отцы наши ели манну в пустыне, как написано: хлеб с неба дал им есть.

32Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес.

33Ибо хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и дает жизнь миру.

«Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную». Мы не должны допускать, чтобы дела мира сего стали главной нашей заботой. Главная наша забота и главный наш труд должен быть о пище, которой питается душа. Эта пища пребывает вечно, и, принимая ее, мы обретаем вечную жизнь. Податель этой пищи - Христос, Сын Человеческий, но Нем положил печать Свою Отец Бог. Это значит, что Ему дана полнота власти в деле соединения Бога и человека. Он - Посланец Бога к человеку и Ходатай за человека пред Богом. И Он свидетельствует об этом чудесными знаменьми.

Иудеи спрашивают, что они должны делать, чтобы творить дело Божие. Смиренный, серьезный вопрос, который показывает, что они, по крайней мере теперь, - в здравом расположении ума, и желают знать свой долг и исполнять его.

Недостаточно говорить слова Божии, надо творить дела Божии. У нас должно быть желание делать все, что ни скажет Бог. «Господи, что мне делать, чтобы иметь жизнь вечную?» Ответ Христа предельно ясен: «Вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал». Дело веры - дело Божие. Они спрашивают о делах Божиих, выражая заботу о многом, но Господь направляет их к единому на потребу: «Чтобы вы веровали». Без веры Богу угодить невозможно. Эта вера - дело Божие, которое ведет ко Христу.

Христос говорит им, что Сын Человеческий дает им эту нетленную пищу. Они требуют у Него знамения, чтобы они поверили Ему. Это происходит в Капернауме, где Он совершил множество чудес. Не этих же ли самых людей Он чудесно напитал вчера пятью хлебами? Невозможно быть более слепым, чем тот, кто не желает видеть. Они показывают, что предпочитают чудесную пищу, которую Бог дал Израилю в пустыне всем чудесным знамениям, совершаемым Христом. «Отцы наши ели манну в пустыне», - говорят они. И цитируют Писание: «Как написано: хлеб с неба дал им есть».

Как прекрасно могли бы они соотнести это древнее событие с тем, что происходит сейчас! Но мы видим, как они искажают смысл его. Христос обличает их за любовь к этому чудесному хлебу и зовет их не отягощать сердца заботой о пище тленной. Под предлогом возвеличения знамений Моисея, они хотят обесценить знамение Христа. Христос дал им эту пищу только однажды, а затем обличил тех, кто следовал за Ним в надежде снова и снова получить ее. Моисей питал свой народ в пустыне в течение сорока лет, и чудесные знамения не были редкостью, но их каждодневной пищей - хлебом насущным. Христос питал их хлебом, взятым от земли - ячменным хлебом, и рыбой из моря, а Моисей питал Израиль хлебом с неба, ангельской пищей. Эти иудеи высоко говорили о манне, которую ели их отцы. Но отцы их говорили о манне, как читаем мы в книге Чисел, что им «опротивела эта негодная пища» (Чис. 21, 5). Так склонны мы умалять и ставить ни во что явление силы и благодати Божией в наши времена, восхищаясь чудесами, о которых наши праотцы рассказали нам.

И вот слово Христово в ответ на их вопрошания. Правда, что отцы их ели манну в пустыне. Но не Моисей дал ее им, он был только орудием в руках Промысла Божия. И потому их взор должен бы направляться к Богу. Не Моисей дал им тот хлеб и ту воду. И Господь говорит, что Он - истинный Хлеб с небес, Который дает им Отец. Христос называет Себя истинным Хлебом. И далее в Евангелии - и во всей жизни Церкви - Он снова и снова утверждает эту тайну. Христос - Хлеб, Тот, Который питает душу, как обычный хлеб - тело. Хлеб, который дает жизнь миру. Скорее наши тела могли бы жить без пищи, чем наши души - без Христа. Он - Хлеб Божий, Божественный Хлеб, Хлеб, Который невозможно отнять у детей и «поврещи псом». В Церкви Своей Он питает нас Своей пречистой плотью и кровью, и будет питать Собою любящих Его в благословенной вечности.

Протоиерей Александр Шаргунов

 

 

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года (Дея. 8, 5-17; Ин. 6, 27-33).

"Уверовал и сам Симон и, крестившись, не отходил от Филиппа". И веровал и крестился, а ничего не вышло из него. Надо думать, что в строе веры его было что-либо недолжное. Вера искренняя - отрицание своего ума. Надо ум оголить и как чистую доску представить вере, чтобы она начертала себя на нем как есть, без всякой примеси сторонних речений и положений. Когда в уме остаются свои положения, тогда, по написании на нем положений веры, окажется в нем смесь положений: сознание будет путаться, встречая между действиями веры и мудрствования ума. Таков и был Симон - образ для всех еретиков; таковы и все, с своими мудрованиями вступающие в область веры, как прежде, так и теперь. Они путаются в вере, и ничего из них не выходит, кроме вреда: для себя - когда они остаются безгласными, для других - когда не удерживается в них одних эта путаница, а прорывается наружу, по их жажде быть учителями. Отсюда всегда выходит партия лиц более или менее погрешающих в вере, с несчастною уверенностью в непогрешимости и бедственным позывом всех переделать на свой лад.

 

 

 

Апостолу

Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, глава 4, 9-16

9Ибо я думаю, что нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренными к смерти, потому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков.

10Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии.

11Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, 12и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; 13хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне.

14Не к постыжению вашему пишу сие, но вразумляю вас, как возлюбленных детей моих.

15Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием.

16Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу.

 

От Матфея, 56 зач., глава 13, 54–58

54И, придя в отечество Свое, учил их в синагоге их, так что они изумлялись и говорили: откуда у Него такая премудрость и силы?

55не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда?

56и сестры Его не все ли между нами? откуда же у Него всё это?

57И соблазнялись о Нем. Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем.

58И не совершил там многих чудес по неверию их.

Мы видим Христа в Своем Отечестве. Его соотечественники однажды уже отвергли Его, однако Он снова приходит к ним. Христос не ловит отвергающих Его на слове, но повторяет Свой зов к тем, кого Он пришел спасти. Тем не менее, и на этот раз они встречают Его с таким же надмением.

Когда Он учил в синагоге их, они изумлялись, как такое могло быть. Разве имеет Он право быть учителем? У Него же нет богословского образования, как у них. Бесспорно, Он обладает мудростью и творит удивительные дела. Но остается вопрос: откуда все это Он взял? «Откуда у Него такая премудрость и силы?» Если бы они нарочно не закрывали глаза на правду, то увидели бы, что Он пришел от Бога, и потому без помощи внешней учености являет чудеса исключительной мудрости и силы.

Кроме того, их приводит в недоумение простота и нищета Его родства. Они не могут знать ничего о тайне Его бессеменного рождения, о том, что Он – Бог, явившийся плотию. Но то, что им известно о мнимом отце Его, они готовы поставить Ему в вину. «Не плотников ли Он сын?» – говорят они. А если бы и было так, что, скажите, плохого было бы в этом? Быть сыном честного труженика – разве это может унижать достоинство человека? Между тем, этот плотник – из дома Давидова (Лк. 1, 27). Он – царского рода, хотя и плотник. И он – ветвь от корня Иессеова.

Точно так же соблазняются они и о Матери Его. В самом деле, «не Его ли Мать называется Мария?» Она носит самое обыкновенное имя, и они все знают Ее, и знают, что Она – простой человек. И они ставят Ему это в упрек, как будто человека можно ценить только за звания и титулы. В то время как речь идет о Честнейшей Херувим и Славнейшей без сравнения Серафим, о Той, Которую отныне будут ублажать все роды. Они пеняют Ему Его братьями, имена которых они знают, это хорошие, может быть, но – бедные люди, и потому ничего не значащие. И Он – такой же, как они. Эти братья Его и сестры – дети от первого брака праведного Иосифа, хранителя девства Пречистой Божией Матери.

Фарисеи относились бы ко Христу с большим уважением, если бы Он был одним из них. А теперь – именно по этой причине они презирают Его. Что скажут они, услышав, что «освящающий и освящаемые, все – от Единого» и что Он «не стыдится весь грешный род человеческий называть братиями, говоря: возвещу имя Твое братиям Моим» (Евр. 2, 11–12)? «И соблазнялись о Нем».

Что же Господь? Он спокоен среди насмешливых и недоброжелательных взглядов. Он знает, что сынам человеческим свойственно не ценить то, что по видимости обыкновенно и кажется хорошо знакомым. «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем». Пророкам должно воздавать честь, и им воздается честь. Людей Божиих, святых Его угодников должно почитать, и так обыкновенно и бывает в жизни. Но как часто соотечественники и домашние относятся с пренебрежением к этим избранникам только потому, что они их знают. Возможность близкого общения не дает им увидеть главное. Как часто судят о человеке по его прошлому, о котором имеют искаженное представление, по его родственникам и знакомым, а не потому, что он сам есть. Как часто живое слово истины остается не услышанным – не оттого что оно не так произнесено, а оттого что слушающие его заранее настроены против проповедника. Для них уже не имеет значения, что он говорит. Но те, кто ищет истину и с трепетным ожиданием внимает проповеди Церкви, думают не о том, кто говорит, а о Том, Кто говорит через него, – о Духе истины.

И Господь «не совершил там многих чудес по неверию их». Неверие – великое препятствие для принятия Божиих милостей. Потому, если то, что совершил Христос ради нас, ничего не меняет в нашей жизни, это происходит не из-за недостатка силы или благодати Христовой, а из-за недостатка нашей веры в Него.

Протоиерей Александр Шаргунов