Главная Евангельские чтения 29 ноября/12 декабря по н. ст. Понедельник. Седмица 27-я по Пятидесятнице. Глас 1. Рождественский (Филиппов) пост.
Получать свеЖие статьи:

Душеполезное слово

Сближайся с праведными

Сближайся с праведными, и через них приблизишься к Богу.

Святой Исаак Сирин

Хронология

< Декабря 2011 >
П В С Ч П С В
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31  
Пользователи : 8211
Статьи : 5671
Просмотры материалов : 7617706

Яндекс цитирования

29 ноября/12 декабря по н. ст. Понедельник. Седмица 27-я по Пятидесятнице. Глас 1. Рождественский (Филиппов) пост. | Печать |

Евангельские чтения дня. Толкование.

 

Первое послание к Тимофею святого апостола Павла, глава 5, 1-10

1Старца не укоряй, но увещевай, как отца; младших, как братьев; 2стариц, как матерей; молодых, как сестер, со всякою чистотою.

3Вдовиц почитай, истинных вдовиц.

4Если же какая вдовица имеет детей или внучат, то они прежде пусть учатся почитать свою семью и воздавать должное родителям, ибо сие угодно Богу.

5Истинная вдовица и одинокая надеется на Бога и пребывает в молениях и молитвах день и ночь; 6а сластолюбивая заживо умерла.

7И сие внушай им, чтобы были беспорочны.

8Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного.

9Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя, бывшая женою одного мужа, 10известная по добрым делам, если она воспитала детей, принимала странников, умывала ноги святым, помогала бедствующим и была усердна ко всякому доброму делу.

 

От Луки, 97 зач., глава 19, 37-44

37А когда Иисус приблизился к спуску с горы Елеонской, все множество учеников начало в радости велегласно славить Бога за все чудеса, какие видели они, 38говоря: благословен Царь, грядущий во имя Господне! мир на небесах и слава в вышних!

39И некоторые фарисеи из среды народа сказали Ему: Учитель! запрети ученикам Твоим.

40Но Он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют.

41И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем 42и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих, 43ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, 44и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то', что ты не узнал времени посещения твоего.

Когда Христос приближался к Иерусалиму, Бог вложил в сердца всего народа - все в это время стали Его учениками, не двенадцать только учеников, - в радости велегласно славословить Бога за все чудеса, какие они видели, в особенности за воскрешение Лазаря.

Торжество Христа и радостная хвала любящих Его - вызывают раздражение у гордых фарисеев. «Некоторые фарисеи из среды народа» исполнились ярости против Него. Они требуют, чтобы Он не принимал приветствие народа, но запретил им. Но Господь отвергает презрение гордых и приемлет хвалы смиренных. Приносят ли люди сегодня хвалу Христу или нет, Он хвалим, превозносим во вся веки. «Если они умолкнут, камни возопиют», и мы услышим «Хвалите имя Господне» среди небесного полиелея. Фарисеи хотели бы заставить замолчать хвалящих Господа, но не в силах этого сделать. Ибо как Бог «из камней сих может воздвигнуть чад Авраама», так из уст младенцев Он может совершить хвалу.

Но мы должны увидеть, что великий Посланник небес совершает Свой торжественный вход в Иерусалим не для того, чтобы принять в нем почести, а для того, чтобы быть отвергнутым им. Тем не менее сердце Господне переполнено любовью к этому месту и заботой о нем. «Когда Он приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем». Может быть, когда Господь спускался с горы Елеонской, открылась Ему панорама города, и Он увидел, что этому народу предстоит. Святые отцы говорят, что мы нигде не найдем в Евангелии, чтобы Христос смеялся, но можем часто видеть Его в слезах. Христос плакал, когда все вокруг Него радовались, и это показывает, что значат для него одни наши внешние восторги и похвалы среди праздников церковных. Никакой другой город не оплакивал так Господь как Иерусалим.

О если бы богоизбранный народ увидел, какие возможности открывает для него этот день! Но это сокрыто от глаз его. Как кратко обозначает Господь судьбу Израиля: «Если бы ты знал!» - столь же кратко, как участь бесплодной смоковницы: «Да не будет от тебя плода вовек!» Иерусалим, город священного мира, сам готовит себе погибель, потому что отвергает то, что служит миру его. Есть время Божия посещения, когда благодатный мир, предлагаемый Богом, должен быть узнан нами. Горе нам, если сокрыто от наших глаз, что ныне - время благоприятное, ныне - день спасения. Грех и безумие мира, противящегося благодати - великая печаль для Господа, и таковым это должно быть для нас. Господь не хочет, чтобы кто погиб, и плачет о погибающих душах, которые остаются нераскаянными.

Но Иерусалиму не избежать дня своего разорения. Да, после апостольской проповеди многие обратятся ко Господу и уверуют. Но в целом народ и его духовные вожди как бы примут печать неверия. И Господь праведно воздаст им за их слепоту и ожесточение. Мы знаем, что отвержение Божия спасения часто приводит к временному осуждению народа. Так произойдет и с Иерусалимом. Римляне будут осаждать этот город, «обложат его окопами, окружат его и стеснят отовсюду, и побьют детей его». Полководец Тит прикажет своим воинам перекопать город, плуг пройдет посреди его. И не только город, но и живущих в нем сравняет с землей. Не останется здесь камня на камне, и это все будет за то, что они не познали времени Божия посещения. Святые отцы говорят о долготерпении Божием - это произошло только через сорок лет после крестной смерти Спасителя. Господь терпеливо ждал, не покается ли этот любимый Им, избранный народ, не обратится ли к Нему. И только после этого, не дождавшись, предал их город уничтожению. В другом Евангелии - Евангелии от Матфея - об этом грядущем событии сказано, что царь, «послав войска свои, сжег город их» (Мф. 22, 7). Но разве римская армия была армией Христа? Конечно, она была армией Христа, говорят святые отцы, - точно так же, как и армии Вавилона, Ассирии, Египта, которые в свои исторические эпохи были посланы Господом к избранному народу, чтобы вразумить его, привести к покаянию. Бичом Божиим были эти язычники. Так же все, что в истории нашего народа происходило - татаро-монгольское иго, и Смутное время, и коммунистическое нашествие, и теперешнее новое иго, более страшное, чем все прежние. Все послано Богом, чтобы мы покаялись в том, что мы, отвергаем приглашение Божие к Его вечной радости.

Протоиерей Александр Шаргунов

 

 

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года (2 Тим. 2, 20-26; Лк. 19, 37-44).

Народ взывает: "Осанна!", - а Господь плачет. Не совершается ли нечто подобное и при наших торжествах церковных? Тогда видимость была торжественна; но Господь смотрел на то, что было в душах невидимо, и видел его достойным плача. И у нас видимость на праздниках всегда празднественна; но таково ли бывает внутреннее всех настроение? Иной не понимает совсем силы и значения праздников; иной чутьем темно ощущает нечто, а ясно ничего не видит; и разве кто-кто и видит, и чувствует, и располагается достойно празднеству. Жертв праздники наши берут много; но сколько из них отделяется Господу и братиям? Или ничего, или самая незначительная малость; все почти берет чрево и суетность. От Господа укрыться это не может, и не дивно, если Он, говоря по-человечески, плачет, когда мы издаем торжественные возгласы. Таковы-то искупленные, оправданные, всыновленные!.. Дали обет, приняли обязательство - духом ходить и похотей плотских не совершать, а тут у них что идет? Сыны Царствия хуже последних рабов!..