Главная Евангельские чтения 4/17 ноября по н. ст. Четверг. Седмица 23-я по Пятидесятнице. Глас 5. Поста нет.
Получать свеЖие статьи:

Душеполезное слово

О прославлении святых угодников Божиих

Призывая или прославляя святых угодников Божиих, мы должны призывать или прославлять их всем сердцем, с горячностью души...

Подробнее ...

Хронология

< Ноября 2011 >
П В С Ч П С В
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30        
Пользователи : 8210
Статьи : 5657
Просмотры материалов : 7592161

Яндекс цитирования

4/17 ноября по н. ст. Четверг. Седмица 23-я по Пятидесятнице. Глас 5. Поста нет. | Печать |

Евангельские чтения дня. Толкование.

 

От Луки, 62 зач., глава 11, 47 – глава 12, 1

Сказал Господь:

47Горе вам, что строите гробницы пророкам, которых избили отцы ваши: 48сим вы свидетельствуете о делах отцов ваших и соглашаетесь с ними, ибо они избили пророков, а вы строите им гробницы.

49Потому и премудрость Божия сказала: пошлю к ним пророков и Апостолов, и из них одних убьют, а других изгонят, 50да взыщется от рода сего кровь всех пророков, пролитая от создания мира, 51от крови Авеля до крови Захарии, убитого между жертвенником и храмом. Ей, говорю вам, взыщется от рода сего.

52Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли, и входящим воспрепятствовали.

53Когда Он говорил им это, книжники и фарисеи начали сильно приступать к Нему, вынуждая у Него ответы на многое, 54подыскиваясь под Него и стараясь уловить что-нибудь из уст Его, чтобы обвинить Его.

Глава 12.

1Между тем, когда собрались тысячи народа, так что теснили друг друга, Он начал говорить сперва ученикам Своим: берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие.

Господь обличает книжников за то, что они изображают из себя почитателей пророков, которых убили их отцы - и ненавидят, живущих рядом с ними тех, кто послан Богом с такой же пророческой проповедью. Эти лицемеры строят гробницы пророкам - то есть воздвигают в честь их памятники над их могилами. При этом они могут питать непримиримую вражду к тем своим современникам, которые приходят в духе и силе пророков. Потому и премудрость Божия сказала, что они будут убивать и гнать пророков и апостолов, посланных к ним. Бог в Своей премудрости испытает их, послав к ним пророков, которые обличат их за их грехи и изрекут предупреждение о судах Божиих. «Я пошлю к ним пророков, которые будут именоваться апостолами, и они не только будут противоречить им, но будут гнать их и предавать смерти».

Потому Бог даст иное объяснение их строительству гробниц пророкам. Оно выявляется как свидетельство о делах отцов их и что они соглашаются с ними. Строительство гробниц будет означать, что они исполнены решимости надежно хранить в могилах тех, кого их отцы похоронили в них. Во все времена есть люди, которые оставляют для святых место на небе и на иконах, но ни за что не хотят допустить их в свою жизнь. И они исполнят меру гонений отцов своих. «Род сей» гонениями на Христовых апостолов превзойдет подобные грехи своих отцов, и «взыщется от рода сего кровь всех пророков, пролитая от создания мира, от крови Авеля до крови Захарии, убитого между жертвенником и храмом», до крови последних мучеников. Уничтожение Иерусалима римлянами было столь ужасным, что в нем невольно все увидели воздаяние Божие за все прежние преступления. Если род сей не разорвет с преступным прошлым своих отцов, он ответит за кровь всех пророков. Бог отомстит за Своих мучеников и осудит их палачей. Справедливость будет восстановлена!

Господь обличает книжников за их противление благовестию Царства Небесного. Они не передали народу, как требовало того их служение, Писания Ветхого Завета, которые указывали на Мессию. Вместо этого они превращали эти Писания ложным толкованием их. «Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения», - говорит Христос. Вместо того чтобы открыть этим ключом истину народу, они спрятали этот ключ от него. «Вы затворяете Царство Небесное человекам», - сказано в Евангелии от Матфея (Мф. 23, 13). Они сами не приняли благовестия Христова, хотя благодаря знакомству с Ветхим Заветом не могли не знать, что «исполнились сроки и приблизилось Царство Небесное». Они сами не вошли в него, а тем, кто без их руководства и помощи входил в него, они всячески препятствовали, угрожая изгнать из синагог. Плохо тем, кто глух к Откровению, но несравненно хуже тем, кто противится ему.

Наконец, мы видим, с каким коварством и с какой злобой книжники и фарисеи пытаются уловить Христа. Им невыносимо слышать Его обличения, которые они не могли не признать справедливыми. «Когда Он говорил им это, книжники и фарисеи начали сильно приступать к Нему, вынуждая у Него ответы на многое, подыскиваясь под Него и стараясь уловить что-нибудь из уст Его» - с тем, чтобы представить Его чуждым народу, или опасным для власти, или тем и другим. Господь напоминает нам, что у истинных обличителей греха всегда будет много врагов. И что мы должны переносить эти нападки с терпением и проходить через них с благоразумием, помня о том, какие Господь принял поношения от грешников.

«Между тем, когда собрались тысячи народа, так что теснили друг друга, Он начал говорить сперва ученикам Своим: берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие». Чем больше фарисеи стараются отвратить народ от Христа, тем больше он теснится вокруг Него. Отрадно видеть множества народа, так жадно слушающего слово Божие. Когда сеть заброшена там, где множество рыб, можно надеяться, что будет хоть какой-то улов. Господь предупреждает против закваски фарисейской - лицемерия. Он говорит об этом вначале ученикам Своим. Он всегда обращает на эту опасность особенное внимание, и потому предупреждает о ней прежде всего возлюбленных Своих чад. Они решились всецело посвятить себя служению Господу, и лицемерие в этом - опаснее всего. Христос избрал лучших из людей, но и они нуждались в предостережении от лицемерия. Христос сказал это ученикам в присутствии множества народа, чтобы придать больше веса Своему предостережению. Пусть знают все, что Он не потерпит лицемерия ни в ком - даже в избранных Своих учениках. Лицемерие - это закваска, постепенно заполняющая всего человека и все, что он делает. Лицемерие - это фальшь, притворство, неискренность. Лучше откровенный, честный грешник, чем лицемер, носящий маску благочестия.

Протоиерей Александр Шаргунов

 

 

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года (1 Фес. 5, 1-8; Лк. 11, 47-12, 1).

"Берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие". Отличительная черта лицемерия - делать все напоказ. Действовать на глазах других еще не лицемерие, потому что большая часть обязательных для нас дел и должны быть совершаемы для людей, следовательно, среди них и на виду у них. Хоть и лучше поступают те, которые ухищряются все делать тайно, но не всегда это возможно; потому-то действующих на виду нельзя тотчас укорять в желании только быть показными или действовать напоказ. У них может быть искреннее желание делать добро, а показанность - необходимое сопутствие дел, совершаемых внешне. Лицемерие начинается с того момента, когда является намерение не добро делать, а показать только себя делающим добро. И это опять не всегда бывает преступно, потому что может быть минутным набегом помыслов, которые тотчас замечаются и прогоняются. Но когда возымеется в виду установить за собою репутацию делающего добро, то тут уже лицемерие, которое глубоко входит в сердце. Когда же ко всему этому присоединится еще скрытная цель пользоваться и выгодами подобной репутации, то тут уж лицемерие во всей своей силе. Смотри же всякий чего требует Господь, когда заповедует "беречься закваски фарисейской". Делай добро по желанию другим добра, по сознанию на то воли Божией, во славу Божию, а о том, как взглянут на то люди, не заботься - и избежишь лицемерия.