Главная Евангельские чтения Четверг 25 ноября (12 ноября по ст. ст.) 2010 г. Седмица 27-я по Пятидесятнице. Глас 1.
Получать свеЖие статьи:

Душеполезное слово

Сближайся с праведными

Сближайся с праведными, и через них приблизишься к Богу.

Святой Исаак Сирин

Хронология

< Ноября 2010 >
П В С Ч П С В
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 25 26 27 28
29 30          
Пользователи : 8028
Статьи : 5542
Просмотры материалов : 7140447

Яндекс цитирования

Четверг 25 ноября (12 ноября по ст. ст.) 2010 г. Седмица 27-я по Пятидесятнице. Глас 1.

Евангельские чтения

Первое послание к Тимофею святого апостола Павла. Глава 6

17Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живаго, дающего нам всё обильно для наслаждения; 18чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны, 19собирая себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни.

20О, Тимофей! храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания, 21которому предавшись, некоторые уклонились от веры. Благодать с тобою. Аминь.

От Луки святое благовествование. Глава 13

1В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их.

2Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали?

3Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все та'к же погибнете.

4Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме?

5Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все та'к же погибнете.

6И сказал сию притчу: некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашел; 7и сказал виноградарю: вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби ее: на что она и землю занимает?

8Но он сказал ему в ответ: господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом,- 9не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее.

 

Разве я заслужил это?» - таков невольный вопль многих, когда посещает их большая беда. Если она со смертельным исходом, тут же ря­дом кто-то связывает это с виной пострадавшего: «Если с ним такое произошло, значит, он заслужил это». Эти галилея­не, кровь которых Пилат сме­шал с жертвами их, - у них, несомненно, были какие-то особые грехи, иначе Бог не по­пустил бы Пилату так жестоко расправиться с ними. И вместо того чтобы признать постра­давших мучениками, некото­рые, без всяких на то основа­ний, называют их злодеями. В ответ Господь приводит еще один рассказ о посещении вне­запной смертью. Не так давно упала Силоамская башня, и во­семнадцать человек были по­гребены под ее руинами. Мы часто слышим, и в наше вре­мя чаще, чем когда-либо, о та­ких несчастных случаях. Силоамские башни не перестают падать. Башни, которые стро­ятся для безопасности людей, часто становятся причиной их гибели.

Господь предупреждает, что­бы мы не смотрели на жизнь упрощенно. Прежде всего, те, с кем случилось несчастье, не более виноваты, чем осталь­ные. Судить о людях и о событиях таким образом всегда рискованно, ибо все в чем-то виноваты, все заслужива­ют худшего. Хотя грех и страда­ние неотделимы друг от друга, и Епифаз сказал Иову: «Вспом­ни, погибал ли кто невинный, и где праведники были иско­реняемы?» (Иов 4, 7), но мы знаем, что часто величайшие из святых (такие как Иов Мно­гострадальный и святой Царь-мученик Николай) больше всех страдали. Мы должны опасать­ся делать ложные выводы из происходящего, чтобы не осу­дить великих страдальцев как великих грешников. Иначе мы можем придти к заключению, что нечестивые гонители Церк­ви, обидчики народа, в чьих руках власть и сила, находятся под покровом Божиим, а гони­мые отвергнуты Богом.

«Думаете ли вы, что эти Га­лилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? И те восемнадцать человек ви­новнее были всех живущих в Иерусалиме?» - спрашивает Господь и отвечает: «Нет, гово­рю вам, но если не покаетесь, все так же погибнете». Господь предвидит гибель Иерусалима, которая произойдет в 70-м го­ду. Он знает, что, если иудеи будут продолжать свои полити­ческие интриги, заговоры, вос­стания, Рим сокрушит этот народ. И это произошло. Господь говорит, что, если иудейский народ будет по-прежнему ис­кать земное царство и отвергать Царство Божие, его ждет печальная участь. И всякий народ, восстающий на Бога, - на пути к гибели.

«Если не покаетесь, все так же погибнете». Во всех подоб­ных событиях - призыв к покаянию. Это значит, что мы все в той же степени заслуживаем ги­бели, как они. Но Господь дает нам возможность покаяния. Суды Божий над другими людь­ми - призыв к покаянию, который должен быть услышан все­ми. И покаяние - самый лучший и самый надежный способ из­бежать гибели. Если мы не по­каемся, мы, несомненно, погибнем, как погибли бывшие пре­жде нас. Если мы не покаемся, мы погибнем для вечности, как они погибли для временной жизни. Тот же Христос, Который призывает нас: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небес­ное» (Мф 4, 17), говорит: «Покайтесь, иначе вы погибнете». Он положил перед нами жизнь и смерть, добро и зло, чтобы мы сделали выбор.

Пусть Господь не говорит того, что слушающие Его еще не готовы принять, что смерть - не обязательно наказание, которого все должны страшиться. Господу надо сначала Самому пройти через нашу смерть, пре­жде чем Его слову о смерти по­верят. Но разве Бог похож хоть в какой-то степени на того, кто только ждет удобного часа, что­бы безжалостно свести с кем-то счеты?

В доказательство этого Гос­подь приводит притчу о смо­ковнице. Вот дерево, к которо­му хозяин виноградника в тече­ние трех лет приходит, напрас­но ища на нем плоды. У него есть все основания повелеть срубить бесплодную смоковни­цу, которая напрасно занимает землю. Но виноградарь пре­красно знает эту землю, и он знаком с деревьями, которые на ней растут. Он знает, что не­обходимо время, иногда много лет, прежде чем дерево может созреть и дать первый плод, и что необходимо о нем боль­ше забот, может быть, исклю­чительная любовь. И он умоля­ет своего господина: «Госпо­дин, оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу на­возом - не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее». Таковы отно­шения Бога с каждым из нас, такова мера Его любви к пра­ведным и к грешным. Может быть, слишком великая мера и для грешников, и для правед­ников, поскольку все равным

образом являются «чадами гнева», как говорит апостол Па­вел (Еф 2, 3), - если бы Бог су­дил по справедливости. Но все призваны стать чадами благо­дати, чадами Его любви - в той мере, какую может даровать только Бог. Сколь многие не хотят покаяться, но милостивый Господь продлевает их жизнь -дает время на покаяние. Да­ром заступничества Христова, Божией Матери и святых, всей Церкви, бесплодные деревья не посекаются немедленно. И мы призваны молиться за таких лю­дей: «Господи, потерпи немно­го, будь милостив к ним». Так Церкви дается власть отвратить надвигающийся на мир Божий гнев. «Окопаю ее и обложу на­возом», - говорит виноградарь о смоковнице. Это значит - Бог ведет души к покаянию, окру­жая их многими скорбями, но также и утешением.

Когда Бог терпит долго, мы можем надеяться, что Он потерпит немного еще. Но мы не можем надеяться, что Он будет переносить наши без­закония, нашу бесплодную жизнь всегда. Отсрочки мо­гут быть вымолены другими людьми за нас, но не проще­ние. Для этого необходима наша собственная вера и по­каяние. Бог бесконечно ми­лостив к тому, кто падает и снова встает, но притча ясно показывает, что существует последняя возможность. «Ес­ли же нет, то в следующий год срубишь ее». Хотя Бог долго терпит, но приближается По­следний Суд. Бесплодные де­ревья, несомненно, будут по­сечены и брошены в огонь. Поистине нет ничего печаль­ней, чем быть посеченным после всего, что Господь со­вершил для нас.

Протоиерей Александр ШАРГУНОВ