Главная Как жить? Андрей ТКАЧЕВ. Разговор по душам
Получать свеЖие статьи:

Душеполезное слово

Жить по примеру

Чтобы стяжать себе хотя малую крупицу этого многоценного в очах Божиих золота, нам должно чаще переноситься мыслию и сердцем в те давние времена, когда жили святые угодники Божии, подобные Богоносному Сергию, чтобы привитать духом около избранников благодати и поучаться у них Христоподражательному смирению...

Подробнее ...

Хронология

< Марта 2012 >
П В С Ч П С В
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31  
Пользователи : 7102
Статьи : 5294
Просмотры материалов : 6410878

Яндекс цитирования

Андрей ТКАЧЕВ. Разговор по душам

Время Великого Поста. По большому счету, это не время гастрономических сомнений – можно-нельзя. Это Время встречи С САМИМ СОБОЙ. Время честных вопросов и напряженного поиска ответов: как жить, не перекладывая вину за личные проблемы, промахи и неудачи на других: близких или далеких?...

На вопросы отвечает протоиерей Андрей ТКАЧЕВ.

- Как правильно исповедоваться новоначальному, чтобы постепенно приобрести навык осознанной, откровенной исповеди, которая бы облегчала душу и примиряла с Богом? Как правильно обратиться с этим ко священнику, который пока не является духовным отцом и наставником? О чем говорить в первую очередь, чтобы не обременить своим многословием и откровениями, но в то же время сказать все нужное?

- Думаю, что нужно начать покаяние до исповеди. Одной ведь исповедью покаяние не ограничивается. Так вот нужно собрав всю веру, какая есть, поставить себя перед Богом на домашней молитве и начать каяться: вспоминать, содрогаться, перечислять, просить прощения. Вместе с этим нужно чтение Евангелия, тех Его глав, где говорится о распятии, смерти и воскресении Сына Божия. Так приобретётся некий опыт.  С ним нужно уже идти на исповедь, узнав предварительно, где и когда она совершается. И даже если священник еще не стал духовником, или никогда не станет, если он устал или спешит, все равно покаяние совершится и разрешение (прощение) будет подано. Говорить же надо о главных грехах и ошибках в первую очередь и в мелочи не закапываться. Камни нужно убирать, а с песком потом, в следующих исповедях, разберемся.

- Связь с умершими родителями. Тяжело пережить горечь расставания и смириться с тем, что близкого человека в этой жизни больше нет. Как правильно найти утешение в такой скорби человеку малоцерковному?

- Вся земля - могила. Коснувшись земли за порогом своего дома, мы касаемся края могил наших почивших сродников. Но будет всеобщее воскресение. Кто верует, тот имеет внутреннее удостоверение о победе Христа над смертью. Неверующий же скорбит и склонен унывать. Для того и постятся христиане, чтобы укрепить веру и связь по вере и благодати с воскресшим Христом и в Нем утешиться подлинным утешением. Посему да ищет веру Христову человек. Да ищет ее в книгах, в службах церковных, в молитвах домашних, в подаянии милостыни, во всяком деле добром, в словах и поступках людей, более опытных. И если найдет веру человек, то сам начнет молиться за усопших родных, преодолевая пропасть разлуки и облегчая им «тамошнее» существование.

- Аборты — как правильно исповедать этот грех и как вымолить прощение? Что нужно делать, как правильно поступить?

- Частота упоминаний на исповеди не даст ничего. Нужно умом сочислить себя убийцам и настоящим злодеям. И затем нужно плакать. Плакать, но не отчаиваться. Для спасения злодеев и блудниц как раз Христос и пришел. У Него много милости, лишь бы не отчаивался сам человек. Можно так же удерживать от подобного убийства других людей, готовых на сей грех. Удерживать словом предостережения или иначе, как Бог укажет. А слезы – на всю жизнь. Утешение – после.

- Если не складывается личная жизнь, не получается создать хорошую семью, где тепло и уютно (не одиночество вдвоем), иметь детей — что делать? Как,  не унывая, продолжать жить, принимая свою судьбу как она есть? Что такое личное счастье в православной традиции?

- «Личное счастье в православной традиции» это очень изменчивая и ускользающая категория. Абсолютно счастливым и безмятежным на земле человек быть не может, поскольку не для этой только земли он создан. В юности мы хотим одного, в зрелости – другого. Часто желания наши в разное время бывают друг другу противоположны. Вот уж, что подлинное счастье, так это то, что Бог не спешит исполнять всякое наше желание. Иначе жизнь стала бы кошмаром, и справедливо сказано кем-то: «бойся своих желаний». А вот терпение нужно всем. И нужно замечать то малое добро, которое окружает нас, и которым мы часто пренебрегаем. Бог не подает большое благо тем, кто малого блага не замечает. Нужно также рассудить о тех, кому хуже нас и помочь, кому сможем. Это – врачевство сердца. А оно у нас глупое, суетное, неблагодарное, эгоистичное. С таким сердцем как быть счастливому? Пожалуй, никак. Поэтому займемся потихоньку внутренней жизнью и наведением порядка в ней, а Бог, «видящий тайное, воздаст нам въяве»

- Работа связана с людьми — как быть, если становишься невольным свидетелем чужих драм и судеб? Как правильно вести себя в ситуации, когда другой человек изливает тебе душу, а ты не всегда оказываешься готов услышать этот рассказ?

- Все люди достойны сострадания. Если вы невольно оказались в роли слушателя чужих тайн и проблем, то слушайте их в режиме сострадания. После услышанного помолитесь о человеке кратко, но искренне. Например: Господи, помоги ему (ей). А после молитвы подробности рассказа стоит забыть (постараться забыть). Отказываться выслушать человека все равно, что не протянуть руку утопающему. Слушая любую исповедь, мы слушаем отрывок из великой драмы, называемой «Адам и его потомство после грехопадения». Еще раз: все люди достойны сострадания, и нельзя отказывать им в этом духовном хлебе.

- Сыну 17-ый год. Компьютерные игры стали для него самым главным занятием. Все отобрать и выбросить? Но ведь это агрессия, которая вызовет обратную агрессию… Молюсь о нем. Что посоветуете еще, батюшка?

- Не только молитесь. Иногда ругайтесь, иногда умоляйте, иногда подгружайте мелочами по дому. Еще год – два и будет поздно вообще как-то влиять на него. Поэтому действуйте с некой неутомимостью и хитрецой, меняя способы воздействия. Просите, молите, кричите, плачьте. Хоть что-то да вымолите, и выкричите, и выплачете. Бог да услышит!