Главная Праздники 26 декабря/8 января по н. ст. – празднование в честь икон Пресвятой Богородицы: Виленской-Остробрамской; иконы «Трёх радостей»; "Милостивой" (Киккской); Барловской или «Блаженное Чрево».
Получать свеЖие статьи:

Душеполезное слово

Сближайся с праведными

Сближайся с праведными, и через них приблизишься к Богу.

Святой Исаак Сирин

Хронология

< Января 2012 >
П В С Ч П С В
            1
2 3 4 5 6 7
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          
Пользователи : 7102
Статьи : 5292
Просмотры материалов : 6407520

Яндекс цитирования

26 декабря/8 января по н. ст. – празднование в честь икон Пресвятой Богородицы: Виленской-Остробрамской; иконы «Трёх радостей»; "Милостивой" (Киккской); Барловской или «Блаженное Чрево».

Виленская-Остробрамская икона Божией Матери привезена из Крыма, из Херсонеса (или Корсуни), называлась раньше Корсунской, а по содержанию – Благовещенской. Икона изображает собой Богоматерь со сложенными на груди руками и с склоненной головой, словно Она погружена в созерцание дивной тайны...


 

Виленская-Остробрамская икона Пресвятой Богородицы

Виленская-Остробрамская икона Божией Матери привезена из Крыма, из Херсонеса или Корсуни, называлась раньше Корсунской, а по содержанию – Благовещенской. Икона изображает собой Богоматерь со сложенными на груди руками и с склоненной головой, словно Она погружена в созерцание дивной тайны.

Великий князь литовский Ольгерд Гедимирович (1345-1377 гг.) подарил эту икону своей супруге, которая подарила ее Свято-Троицкой обители. Эта обитель возникла в Вильне в том месте, где пострадали от литовских язычников придворные бояре Ольгерда — Антоний, Иоанн и Евстафий (+ 1347 год).

В 1431 году икона находилась в часовне над Острыми воротами (по-польски — Остра брама). Не только христиане, но и люди других исповеданий при проходе через Остробрамские ворота обнажали головы и молились.

 

 

Икона Божией Матери "Трех радостей"

Икона Божией Матери "Трех радостей" прославилась чудесной помощью одной несчастной женщине, возложившей все свое упование на Божию Матерь. Эту женщину постигло одновременно три тяжелых испытания: мужа ее оклеветали и отправили в ссылку, имение отобрали, а сын ее попал в плен на войне.

Женщина долго молилась Пресвятой Богородице, обливаясь слезами; во сне она услышала голос, повелевающий ей найти икону "Святое Семейство" и помолиться перед ней. После долгих поисков она нашла эту икону в московской церкви Троицы на Покровке.

Молитва несчастной женщины перед святой иконой была услышана, и вскоре три ее скорби обратились в три радости: мужа оправдали и возвратили из ссылки, имение отдали обратно, а сын был отпущен из плена. После этого чудесного исполнения желаний молящейся женщины эту святую икону стали именовать иконой Божией Матери "Трех радостей".

Чудотворная икона Трех Радостей находилась в Москве на Покровке в церкви Святой Троицы на Грязях. На этой иконе вместе с Младенцем Иисусом изображен и младенец Иоанн Креститель.

Известно, что икона «Трех радостей» весьма почиталась в царствующем Доме. Один из списков образа являлся келейной иконой императрицы Марии Александровны, жены Александра II. Он был подарен императрице по обету, данному перед ракой преподобного Сергия ее фрейлиной Анной Федоровной Аксаковой (урожденной Тютчевой), бывшей первой воспитательницей ее сына великого князя Сергея Александровича. После смерти Марии Федоровны образ был возвращен А.Ф. Аксаковой, но ненадолго. Вскоре фрейлина принесла его в дар Сергею Александровичу для его невесты великой княгини Елизаветы Федоровны. В письме своему бывшему воспитаннику Аксакова написала: «Я хотела бы, чтобы Ваша невеста приняла этот образ как благословение, идущее от Вашей матери и от святого, который является покровителем России, и который, вместе с тем, и Ваш покровитель».

Икона «Трех радостей» упоминается в жизнеописании схиигуменна Саввы (издание Сретенского монастыря, 2001 год) «…По окончании войны в свободное от работы время он стал ездить в Леоново, где особо чтилась чудотворная икона Божией Матери, именуемая «Трех радостей». Туда он ездил молиться и помогать священнику: пел и читал на клиросe».

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Трех радостей, глас 4

От святыя иконы Твоея / радости неизреченныя преисполнила еси сердце благочестивыя жены./ О Пречистая Владычице мира, / Всемощная Царица радосте, Приснодево твари, / егда возвратила оной и мужа, и сына, и достояние ея, / такожде и всем нам милосердствуеши, / даруй исполнение благих желаний, / источая приснотекущий источник радости молящимся Тебе / и вседушно вопиющим: / Радость всему миру родившая, / радости исполни неоскудевающия чтущих Тя.

 

 

Икона Божией Матери, именуемая "Милостивая" (Киккская)

Эта икона написана, по преданию, святым евангелистом Лукой. Название свое "Киккотиса" она получила от горы Киккос, что на острове Кипр. Здесь она находится в императорской обители, в храме, построенном в ее честь.

Прежде чем попасть на остров Кипр чудотворный образ Богородицы произволением Божиим долго странствовал: сначала находился в одной из первых христианских общин в Египте, затем был перевезен в Константинополь, где оставался до времени Алексия Комнина (конец XI - начало XII века). В эти годы старцу-отшельнику Исаии в чудном знамении было открыто, что его стараниями чудотворный образ, написанный евангелистом Лукой, будет пребывать на острове Кипр. Старец много трудов положил на выполнение Божественного откровения. Когда икона Богоматери прибыла на остров, от нее стали совершаться многие чудеса.

Издревле и доныне в обитель Богоматери Милостивой со всех сторон стекаются одержимые всевозможными недугами и получают исцеление по вере своей. В чудодейственную силу святой иконы веруют не только христиане, но и иноверцы и прибегают к ней в бедах и болезнях. Неисчерпаема милость Пречистой Богородицы, Заступницы всех страждущих, и воистину присуще Ее образу имя "Милостивая".

Чудотворная "Киккская" икона Богоматери имеет замечательную особенность: она, неизвестно с какого времени, закрыта до половины пеленою от верхнего левого угла до правого нижнего, так что ликов Богоматери и Божественного Младенца никто не может и не дерзает видеть. Изображение Богоматери на иконе являет собой тип Одигитрии, как и образ Смоленской иконы Матери Божией. Глава Богородицы увенчана короной.

 

 

Икона Пресвятой Богородицы, именуемая Барловской или «Блаженное Чрево»

Барловская икона Божией Матери «Блаженное чрево», также именуемая «Помогательница женам чады рождати» или «В родах помощница», «Помощь в родах».

Наименование «Блаженное Чрево» восходит к евангельским словам, обращенным к Христу в момент Его проповеди: «Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие» (Лк. XI, 27).

В многочисленных вариантах этой иконы обязательно соблюдения особых черт: верхняя одежда Богоматери - красная. Изображение Спасителя во чреве обязательно. Он перстами своими, еще будучи младенцем, благословляет род человеческий.

Согласно Поселянину, на иконе «Помощь в родах» Богоматерь изображается стоящей в рост с воздетыми для молитвы руками и с Предвечным Младенцем на лоне, напоминая несколько икону «Знамение».

Икона Богородицы «Помогательницы женам чады рождати» являет Божию Матерь с открытой головой и распущенными волосами. Руки Ее сложены на груди, причем персты левой руки до половины покрывают персты правой. Ниже сложенных рук изображен Предвечный Младенец, десной рукой благословляющий, а левую держащий на колене. Из-под короткой одежды Его видны оконечности ног. На Богоматери верхняя одежда красная с прозолотью, имеющая на каждом плече по золотой звезде, нижняя же одежда темно-зеленого цвета с позолотой и с золотыми звездочками и такой же оторочкой по вороту и рукавам. Голова Божией Матери несколько наклонена. На Спасителе одежда желтая с позолотой, на груди отливающая в темно-зеленый цвет. Все изображение помещено на полумесяце.

Богоматерь на Барловской иконе, хранившейся в Москве, была изображена поколенно, а Младенец Христос возлежал, вкушая млеко из Ее сосца. На иконе из собрания Рыбинского музея Богоматерь представлена в типе «Млекопитательница» (по-гречески «Галактотрофуса»). На рыбинском образе поза Христа динамична и более сложна по сравнению с московским образом. Оригинальным декоративным дополнением является рама со сложным плетеным орнаментом позднебарочного типа («стиль регентства»), заимствованная, вероятно, c западноевропейского образца.

Существуют и другие иконы Богоматери, известные под названием «Блаженное Чрево». Одна из них несколько похожа на икону «Помощь в родах», а на другой Богоматерь изображена в короне, а Предвечный Младенец с непокровенной главой. Наверху помещены изображения двух ангелов, одной рукой поддерживающих корону на главе Пречистой Девы, а другой — украшение в виде цепочки, полукругом спускающейся вниз около лика Богородицы.

Есть сведения также что на иконе "Блаженное чрево" Богоматерь иногда изображается с чашей для омовения.

История

На Руси обретение этой иконы, именуемой "Барловским списком", произошло 26 декабря 1392 года. Эта икона хранилась в Благовещенском соборе Московского Кремля.

Об особом почитании образа Богоматери Барловской свидетельствует то, что в соборе его поместили напротив царского места, а во второй половине XVII века икону поновлял глава иконописцев Оружейной палаты Симон Ушаков. Ныне местонахождение этого образа неизвестно.