Главная Русские традиции Веселись, ребятки наступили святки
Получать свеЖие статьи:

Душеполезное слово

Жить по примеру

Чтобы стяжать себе хотя малую крупицу этого многоценного в очах Божиих золота, нам должно чаще переноситься мыслию и сердцем в те давние времена, когда жили святые угодники Божии, подобные Богоносному Сергию, чтобы привитать духом около избранников благодати и поучаться у них Христоподражательному смирению...

Подробнее ...

Хронология

< Мая 2010 >
П В С Ч П С В
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29
31            
Пользователи : 7102
Статьи : 5292
Просмотры материалов : 6407833

Яндекс цитирования

Веселись, ребятки наступили святки

СвяткиВеселые хождения ряженых по домам, богатые застолья, гадания, колядование - все это естественным образом слилось с рождественскими праздниками, а затем и с празднованием Нового года.

Зима на Руси исстари была самым веселым временем года. Праздники начинались с Рождества. К нему готовились заранее. Еще летом мариновали и солили грибы, заготавливали клюкву, морошку и бруснику. За неделю до праздника закалывали свинью или покупали мороженую свиную тушу. Дом вычищался и отмывался до блеска. Заранее пекли пироги и специальные рождественские пряники.

Празднику Рождества предшествует долгий пост, последний день которого называется Рождественским сочельником. Если кто-то и нарушал основной пост, ссылаясь на пословицу «Пост - не мост, можно и объехать», то в этот день даже самые невоздержанные чревоугодники за стол садились только с появлением на небе первой звезды, символа звезды Вифлеемской. Обычно с радостными криками вбегали в дом дети, сообщая о ее появлении, но иногда на улицу выходили всей семьей. Если день был пасмурный, просто дожидались темноты и после торжественной молитвы садились за стол. Но «богатое» угощение было еще спрятано.             Ужинали «голодной кутьей», или «сочивом», кашей из пшеничного, ячменного или другого зерна, распаренного на воде. Отсюда и название - «сочельник».

Только придя домой после торжественного богослужения, выставляли на стол рождественское угощение. Тут были свои традиции. На столе полагались салаты, рыбные закуски, красный борщ, пироги, рулеты, пряники. Все должны были попробовать каждое блюдо, основным из которых была теперь уже «богатая кутья», приготовленная со сливками, медом, пряностями, изюмом и миндалем.

Кутью запивали взваром. Взвары - напитки наподобие сладких густых компотов и киселей, их готовили из сушеных фруктов и ягод. Иногда в них добавляли квас, пиво или вино, а иногда рис или лапшу. В эту ночь распахивали настежь дверь и приглашали к столу любого путника, шедшего мимо, даже если это был бездомный бродяга. Считалось, что в его образе может появиться сам Христос. Настоящий праздничный стол, уже не признающий никаких ограничений, накрывали только на следующий день. На него выставлялось множество мясных блюд, главным из которых была свинина. Мясо запекали в печи большими кусками и затем нарезали. Большую рыбу, осетровых и лососевых, запекали целиком и подавали на большом блюде. Мясо и рыбу почти никогда не жарили, а пекли, отваривали или тушили. Мелко нарезанное мясо, домашнюю птицу или дичь часто варили вместе с лапшой или различными крупами, эти блюда так и назывались «мясо в лапше» или «курица в рисе».

Ни один праздничный стол на Руси не обходился без пирогов. Их начиняли грибами, кашами, овощами, мясом, луком, рыбой, картофелем, даже солеными огурцами. Сладкие пироги пекли с маком, яблоками, ягодами, творогом и с лесными травами - мятой, щавелем и заячьей капустой.

Праздник Рождества Христова стал отмечаться на Руси с Х века, после введения христианства. Но тяжело отказываться от своих традиций. Многие языческие обычаи и обряды древних славян: веселые хождения ряженых по домам, богатые застолья, гадания, колядование – все это естественным образом слилось с рождественскими праздниками, а затем и с празднованием Нового года. Время от Рождества до Крещения называлось «святки».

Святки невозможно себе представить без колядок. Со звездой на шесте молодежь, объединившись небольшими группами, ходила по домами и пела «колядки» - короткие рождественские и новогодние песенки. Сначала трепетными голосами запевали дети, затем подхватывали взрослые: «Я маленький хлопчик, принесу Богу снопчик, Христа величаю, а вас с праздником поздравляю!» В благодарность за эти искренние и трогательные пожелания прослезившиеся хозяева дома одаривали «исполнителей» специально приготовленными пряниками, пирогами или прочей снедью.

Песни-колядки, которыми величают новорожденного Христа в Малороссии, отличаются большим разнообразием и зачастую свидетельствуют о глубокой древности своего происхождения. В одной их них, например, поется о том, как «Божья Мати в полозе лежит, Сыночка родить; Сына вродила, в море скупала...»

Другая гласит совсем об ином:

На сивом море
Корабель на воды,
В том кораблейку
Трое воротцы;
В перших воротейках
Месячок светитчи,
В других воротейках
Солнечько сходит,
В третьих воротейках
Сам Господь ходит, -
Ключи примая,
Рай вотмикая.

Колядовщиков нельзя было не принять еще и потому, что можно было услышать немало неприятного в свой адрес. Но праздничное настроение делало людей щедрыми, добрыми, гостеприимными, и колядовщиков, как правило, обильно угощали.

Подобные обходы в течение святок проводились трижды: в рождественский сочельник, под Новый год и накануне Крещения. Каждая семья ожидала колядовщиков, приготавливала для них угощение и с неподдельным удовольствием выслушивала колядки.

В наши дни обычай колядования стал исключительно достоянием детворы, сувлечением выполняющей его за старших. И теперь еще можно видеть в ночь перед Рождеством кое-где толпы ребят, один из которых несет на палке зажженный фонарь в виде звезды, а все другие бегут за ним на каждый двор или в квартиру, если это многоэтажный дом в городе, куда только их пускают хозяева.

Пришла коляда
Накануне Рождества;
Мы ходили, мы искали
Коляду святую
По всем дворам,
По проулочкам.
Нашли коляду
У Петрова двора;
Петров-то двор - железной тын,
Середи двора три терема стоят:
Во первом терему - светел месяц,
В другом терему - красно солнце,
А в третьем терему - часты звезды.

В Петербурге во время святок весь народ высыпал на Неву. Здесь строились ледяные горы, деревянные каркасы которых поднимались на высоту 15-20 м. Скаты гор, имевшие волнистый профиль, обкладывали ледяными плитами и заливали водой. Большие нарядные сани поднимались наверх с помощью канатов. В них садились целыми семьями. В этом развлечении с одинаковым удовольствием участвовали и простонародье, и придворные дамы и кавалеры. По вечерам горы освещались фонарями, и забава продолжалась всю ночь.

Любили шумно праздновать Рождество и российские государи. Петр I имел обыкновение потешаться святочными игрищами. В царских теремах все рядились, пели песни, гадали. Сам государь с многочисленной свитой объезжал дома знатных вельмож и бояр. При этом все должны были рьяно веселиться - кто имел «кислую мину», был бит батогами.

Елизавета Петровна святки справляла по старинным русским обычаям. Придворные должны были являться ко двору костюмированные, но без масок. Императрица и сама рядилась, чаще всего в мужское платье. А еще государыня очень любила петь с девушками святочные песни.
Екатерина Великая уважала народные потехи и развлечения и частенько принимала в них участие. В Эрмитаже играли в жмурки, фанты, кошки-мышки, пели песни, а императрица лихо отплясывала с мужиками.

В самый разгар святочных увеселений праздновали Новый год. Новогодний вечер называли Васильевым, в честь святого Василия Кесарийского. Его же называли Василием Щедрым, потому, видимо, что ни один праздничный стол по обилию угощений не мог сравниться с новогодним столом. По народному поверью «как встретишь год, так его и проведешь», и уж тут прилагались все усилия, чтобы перещеголять соседей. В отличие от Рождества, которое считалось семейным праздником, на новогодний ужин приглашали гостей. На стол подавалась «богатая» кутья, для приготовления которой не жалели орехов, кураги, изюма и самых густых сливок. Блины, закуски, домашняя колбаса, фаршированная птица, заливная рыба и куропатки, пироги – чего только не было на «щедром» столе. Но главным угощением был целиком зажаренный поросенок.

Если рядовой обыватель устраивал в этот день особо обильное застолье, то и вообразить трудно, каким был царский стол... Повара изощрялись в приготовлении изысканных блюд. Однажды к новогоднему столу Екатерины II было подано кушанье, изумившее не привыкший удивляться императорский двор. Это был поросенок, фарширован он был фазаном, а тот - куропаткой, внутри которой находился жаворонок, в свою очередь набитый маслинами, а в них вместо косточек были анчоусы.

Теперь, после введения григорианского календаря, святки у нас приходятся на период с 7 по 19 января, и Новый год «выпал» из святочной обоймы. Без него святки - не святки. Поэтому наши находчивые соотечественники обязательно встречают 13 января Старый Новый год. И обычаи соблюдены, и в доме еще один праздник!

Редакция
Газета «Жизнь православная» 2008 #1 (71)