Главная Слово пастыря Память святителя Григория Паламы. Протоиерей Евгений Попиченко.
Получать свеЖие статьи:

Душеполезное слово

Добрые плоды

Говорите, что наслаждаетесь чтением Священного Писания и что все остальные книги стали скучны и отвратительны, вы не можете брать их в руки. Так обычно бывает с духовно изголодавшимися людьми: они не могут насытиться словом Божиим после болезненного поглощения человеческих слов...

Подробнее ...

Хронология

< Марта 2011 >
П В С Ч П С В
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      
Пользователи : 7101
Статьи : 5291
Просмотры материалов : 6398337

Яндекс цитирования

Память святителя Григория Паламы. Протоиерей Евгений Попиченко.

Сегодня Святая Церковь совершает память святителя Григория Паламы. И вторая неделя Великого Поста посвящена памяти этого великого учителя Церкви, который предложил христианам учение о Божественных энергиях. О том, что Господь, каким бы трансцендентным Он не был, Он доступен. И человек, в отличие от всех других живых существ на Земле, способен не только мыслить о Боге, не только думать и слышать о Боге, он способен соединиться с Богом и не просто получить какое-то благодатное переживание, а стать, можно так сказать, родным, родственным Богу. Не по природе, а по благодати.

Мы многократно говорили о цели жизни человека, которая именуется обоживанием, то есть, восстановлением того мира с Богом, к которому призван был человек в лице Адама, и которое мы получили через второго Адама, как Церковь именует Господа Нашего Иисуса Христа. И во Христе соединилась и Божественная природа, и природа человеческая – неслитно, нераздельно, неизменно и неразлучно – по учению Четвертого Вселенского Собора.

Так и каждый человек призван к соединению с Богом. То, что Серафим Саровский выразил «стяжанием благодати Духа Святаго». И это соединение с Богом осуществляется действием Божественной энергии, или Божественной благодати. Дай Бог, чтобы как можно больше людей осознавали эту необходимость, становились причастниками Божественного естества через Церковь Христову – единственный на Земле источник Божественной благодати, которая изливается через Церковь на верных чад своих неиссякаемым источником Божественной милости и любви.

Человек, живя на этой земле, порой, впадает в различного рода испытания, и, оказавшись в них, задает один вопрос - себе, Богу, ближним, священнику. И формулирует его примерно таким образом: «За что мне это все?». И дальше идет истории об отношениях с родственниками, с детьми, с мужем пьющим, или с проблемами на работе. За что мне это все?

Здесь есть несколько ответов. И первый: как аукнется, так и откликнется. Действительно, народная мудрость она совершенно справедлива. Человек подходит к лесу, и кричит ау, и в ответ слышит тот же самый звук, а не какое-то ку-ку или еще что-то. Но если ты орешь на своих детей, будь спокоен: придет время, и дети будут орать тебе в ответ. Если ты бьешь своих детей, ну, подожди немножечко, детки окрепнут, и вернут тебе это с прибылью. Если у тебя нет времени на своих детей, то с чего дети найдут время для тебя, когда ты изнеможешь от старости и болезни. Что посеешь, то и пожнешь. И здесь спрашивать: за что мне это все? – совершенно бессмысленно. Это закономерность: что вложили, то и получили.

Это касается не только детей. Это касается и отношения с близкими, и отношения с родными, отношения с коллегами по работе. Во всем, как бы вы хотели, чтобы относились к вам, так и вы относитесь к своему ближнему.

Есть еще один аспект у этого вопроса. Задавая этот вопрос, человек думает: ну, действительно, я вроде бы ничего такого особого плохого не делал, как говорят, никого не убивал, не воровал, почему меня Бог наказал? И тогда хочется присесть рядышком с таким человеком и поговорить с ним примерно в таком ключе.

Ну, давай сочтем дебит и кредит. Вспомним твою юность, твою молодость, вспомним подвиги, которые ты совершил, когда был не в сознании христианском. Вспомним хотя бы смертные грехи, самые тяжкие, самые страшные. Богоотступничество, предательство, ненависть, вражда, блуд, убийство, убийство младенцев. Вспомним, и запишем на бумажечке, так, чтобы в спешке не забыть.

И порассуждаем. Вот, смотри, сколько жутчайших преступлений было совершено. Где-то ты был причиной развала чужой семьи, где-то свою семью развалил, которая была уверена в тебе, как корабль в управлении. Дети, которых Господь создал для блаженства и для вечной жизни, - как они нами с вами воспитаны? Насколько они стремятся к Богу, и вообще, знают ли они о Боге, и хоть как-то ищут Его?

Чья это вина? И если честно рассудить, то за все наши «героические подвиги», нас нужно наказать не только той малой скорбью, которая нам сейчас дана, а по шею посадить в болото, и всю жизнь из него не выпускать. И то это будет неадекватное наказание за те преступления, за которые мы требуем наказания.

Но есть еще один момент, и Церковь его очень четко фиксирует. Может быть, мы об этом уже говорили, но повторение – мать учения. Всякий страшный грех требует длительного уврачевания, несмотря на то, что специально в Церкви разработана целая система так называемых, епитимий. За особые грехи требовался особый труд покаяния. Не потому что Церковь как бы отделяла от себя некоторых людей, типа, потому что вы – грешники, и идите на все четыре стороны. А просто душа человека заживает очень долго.

Преподобный Никодим Святогорец говорил о том, что для уврачевания раны необходимо три условия. Первое, это Исповедь, то есть, осознание, раскаяние, сокрушение в грехе, и исповедование его в таинстве Покаяния. Но это действие, оно только вычищает червей из глубокой раны. Далее необходима следующая операция – это очищение краев раны от той загнившей кожи. Это совершается епитимьей, именно тем духовным упражнением, которое прописывается кающемуся, как некий подвиг для исцеления души. Это второй момент.

И третий – это собственно Причастие, как некая целебная мазь, которая вкладывается в эту рану, и рана заживляется.

Три элемента. Наверное, никто из нас не избежал тяжких смертных грехов. Ну, кто из нас реально нес какое-то добровольное, осознанное покаяние? Даже по государственным законам, за убийство человека, в зависимости от мотивов, дается от 8 до 12 лет лишения свободы. А сколько младенцев ежегодно уничтожается? Даже если по государственным законам на сегодняшнем этапе развития нашей страны аборт не является убийством, хотя всегда и Церковь, и наука, и медицина, и православное сознание, и государственные законы православного государства именно так к этому и относились. Но перед Богом-то это ничего не меняет, потому что душа ребенку дается в момент зачатия. Уничтожение младенца – это убийство. Ну, кто отбывал за это десятилетнее наказание, в какой-то скорби, трудах, как это на зоне совершают преступники? Нет такого.

Но рана-то не уврачевана, епитимию человек не понес. И поэтому Господь, видя такую ситуацию, дает человеку, что называется, промыслительное смирение, то есть, такую вынужденную епитимью в виде пьющего мужа, в виде непослушных хамоватых детей, в виде физических недугов. Чтобы человек, осознав необходимость несения этой епитимьи, смирился. И воздохнул от всего сердца: «Достойно по грехам своим приемлю, помяни меня, Господи во Царствии Твоем».

Просто у нас память короткая. Нам кажется, что двадцать лет прошло, и эта страница нашей истории для нас уже закрыта. Может, для нас-то и закрыта, потому что не хочется вспоминать свои ошибки, но раны на душе не уврачеваны. Как известный персонаж фильма, работник МУРа Глеб Жеглов сказал: «Наказания без вины не бывает». Ведь Бог не хочет нас мучить, Он не хочет человека испытывать без необходимости. Но если какая-то скорбь нам дана, значит, в этом есть целесообразность. Потому что Господь надеется, что через несение этого креста, всегда посильного, всегда у человека хватит сил его нести, если он с верой и решимостью будет претерпевать то или иное испытание.

Господь хочет одного - чтобы душа спаслась. А нам лишний раз, порой, стоит задуматься: может быть, в прошлом остались неразрешимые вопросы, нераскаянные грехи, не вырванные из души занозы, которые до сих пор не дают жить мирно, в здравии душевном и телесном. И все это осознав, начать серьезную подготовку, может быть, к генеральной Исповеди, может быть, к Исповеди хотя бы по смертным грехам, которые, порой, бывает очень стыдно открывать взрослому человеку – грехи далекой юности. Но это необходимое для исцеления души средство. И, конечно же, если таковых грехов в жизни наделано достаточно, испросить у духовника хотя бы малую епитимью, чтобы и это средство врачевания было нами использовано для заживления ран души.

Источник: Православная телекомпания «Союз».