Главная Святые 1 апреля день памяти преподобного Иннокентия Комельского
Получать свеЖие статьи:

Душеполезное слово

По учению отцов жительство

По учению отцов жительство... - единственно приличествующее нашему времени, есть жительство ПОД РУКОВОДСТВОМ ОТЕЧЕСКИХ ПИСАНИЙ С СОВЕТОМ ПРЕУСПЕВШИХ СОВРЕМЕННЫХ БРАТИЙ; Этот совет опять должно ПРОВЕРЯТЬ ПО ПИСАНИЮ ОТЦОВ".

 

Святитель Игнатий (БРЯНЧАНИНОВ)

Хронология

< Апреля 2010 >
П В С Ч П С В
      2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30    
Пользователи : 7104
Статьи : 5313
Просмотры материалов : 6427389

Яндекс цитирования

1 апреля день памяти преподобного Иннокентия Комельского PDF  | Печать |
Автор: Наталья Глебова   
01.04.2010 20:16

Преподобный Иннокентий Комельский входит в сонм тех святых, чья жизнь и подвиги связаны с Вологодским краем. Точная дата и место его рождения неизвестны. Преподобный Иннокен­тий Комельский происходил из бояр­ского рода Охлябиных и состоял в родстве с князьями Хворостиниными. Монашество он принял в Кирилло-Белозерском монастыре, но о том, в каком возрасте был пострижен, пре­дание умалчивает.

 

Духовным наставником преподоб­ного Иннокентия стал один из самых образованных иноков того времени преподобный Нил Сорский (1508; память 7 мая), принадлежавший к знатной фамилии бояр Майковых.

Ко времени встречи с преподоб­ным Иннокентием он был еще мало известен, но уже являл собой духовно одаренного, преуспевшего в умном делании подвижника.

Преподобный Иннокентий, ста­равшийся во всем подражать своему учителю, стал его любимым учени­ком, другом и единомышленником.

Вместе они отправились в палом­ничество по святым местам. Несколь­ко лет провели на Афоне и в Констан­тинополе, изучая творения святых отцов, знакомясь с жизнью монасты­рей на православном Востоке.

Обогащенные духовной мудро­стью и воодушевленные подвижниче­ством великих пустынножителей, па­ломники вернулись в родные места. К тому времени Кирилло-Белозерская обитель превратилась в многолюдный монастырь. Тяготясь этим, преподобные Нил и Иннокентий поселились в уединенной келье за монастырской стеной, вблизи прославленного чуде­сами гроба первого Белозерского игу­мена. Через некоторое время они оставили монастырь.

Уйдя в девственный лес, подвиж­ники остановились на заболоченной реке Сорке, водрузили крест и соору­дили две келлии, причем на таком расстоянии, чтобы можно было пода­вать друг другу голос.

В этом скиту сподвижники про­должали изучать Божественное Пи­сание и творения святых отцов, све­ряя по ним свою духовную жизнь. Впоследствии к ним присоединились и другие иноки, так что образовалась обитель из иеромонаха, иеродиакона и двенадцати старцев. Каждый из них трудился и молился в своей келлии. В воскресные и праздничные дни братия собирались в храме, по­строенном ими.

Церковный устав скита отличался строгостью. Всенощное бдение в пол­ном смысле продолжалось всю ночь, за каждой кафизмой читались отрыв­ки из святоотеческих писаний, а в субботу в братской усыпальнице со­вершались панихиды по усопшим.

Чтобы дать братии правильное руководство в келейной жизни и главное — в борьбе с самыми тонкими помыслами, преподобный Нил, обоб­щив многовековой опыт молитвенно­го делания великих подвижников, написал «Устав скитского жития» («Предание о жительстве скитском»).

Преподобный Иннокентий, ревно­стно следуя наставлениям своего муд­рого учителя, достиг такой высоты духовной зрелости, что по решению преподобного Нила должен был сам стать наставником других.

Благословляя своего сподвижни­ка, прозорливый старец сказал: «Иди на Нурму: Бог тя имать прославити тамо и твоя обитель будет обща...»

Не предполагал преподобный Ин­нокентий, что когда-нибудь ему при­дется покинуть скит, но смиренно последовал словам наставника, как указанию Промысла.

Преподобный Иннокентий посе­лился в Комельском лесу около 1491 года.

В то время вся южная часть Вологодского края была покрыта сплошными лесами, рассекаемыми течением рек Комелы, Нурмы, Еды и множества безымянных речек и ручь­ев, которые делали эти места заболо­ченными.

Но именно сюда, начиная с XIV века, стали устремляться русские подвижники. Первым проложил доро­гу в Комельский лес преподобный Димитрий Прилуцкий, позднее — преподобные Сильвестр Обнорский, Сергий Нуромский, Павел Обнор­ский. В этом ряду северных святых преподобный Иннокентий занял до­стойное место.

В 70 км от Вологды и в 10 км от реки Нурмы на реке Еде воздвиг он себе уединенную келлию. Но недолго пришлось пребывать отшельнику в одиночестве. Один за другим стали приходить к нему искавшие идти по узкому пути спасения. Преподобный Иннокентий всех принимал с любовью.

Преподобный Нил направил сво­ему любимому ученику дошедшее до нас послание, в котором наставлял его исполнять заповеди Господни, неустанно молиться, подражать житию святых, хранить их предание и учить тому же братию.

Вначале преподобный Иннокен­тий ввел устав по образцу Сорского скита, но по мере того, как число приходящих к нему умножалось, им был принят общежительный устав, отличавшийся особой строгостью.

Под руководством преподобного Иннокентия братия построили храм во имя святого Иоанна Предтечи, Крестителя Господня. Руководству­ясь уроками своего учителя, преподобный Иннокентий любил настав­лять иноков словами из святоотече­ских писаний, особенно из творений святителя Иоанна Златоуста, препо­добных Симеона Нового Богослова, Антония Великого.

Равнодушный к мирским благам и потребностям тела, всегда доволь­ствовавшийся малым и никогда не просивший вкладов даже на устрой­ство храма, преподобный Иннокен­тий тридцать лет руководил братией.

Предчувствуя близость смерти, преподобный написал духовное заве­щание, которое должно было служить руководством для иноков и после его кончины: «Се аз убогий инок Инно­кентий написал есмя сий завет, аще кому повелит Бог жити в пустыни нашей. Прежде всех о сем молю вас, Господа ради, поминайте мене грешнаго во святых молитвах своих. Аз вам отцем и братиям нашим зельне челом бью. Сие же завещеваю, ежебы промежду вами брани не было, но любовь, яже о Христе и мир духовный посреде вас... А еже како пребывати в пустыни нашей молитве во веки и како питатися и когда подобает исходити потребы ради в благословенно время на рукоделие и о прочем, сия вся вчинена суть в писании господи­на и учителя моего отца Нила, и яже написана в сей книзе. Сего ради аз вскоре притекох и понеже тамо обря-щеши вся, яже благоугодна суть Богови».

Точный год преставления препо­добного Иннокентия Комельского не известен. Из наиболее вероятных дат, по одним источникам—19 марта 1511 года, по другим—19 марта 1522 года. В 1538 году на Иннокентиеву пустынь неожиданно напали казан­ские татары, сожгли церковь и келлии, убили старцев и многих взяли в плен. Но вскоре монастырь был возоб­новлен и просуществовал до XVIII века, после чего был превращен в приходскую церковь, в которой поко­ились под спудом мощи преподобного Иннокентия.

Ин тропарь, глас 4:

От юности своей весь Богу поработился есй, блаженне, / Того ради любве отечество и род оставил еси, / и, в пустыню вселився, / в ней жестокое житие показал еси,/ и чудес дарования от Господа приял еси, / преподобие Иннокентие, / моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак, глас 8:

Мира и сродник удалився, / в пустыни неустан­ною молитвою Богу угодил еси / и в под визе жития, отче, просиял еси, / поминай нас, чтущих усердно память твою, да зовем ти: / радуйся, Иннокентие преподобне.

Ин кондак, глас 4:

Отечества, преподобие, удалився / и вселився в пустыню, / тамо жестокое житие показал еси и многих людей житием своим удивил еси. / Помилуй нас, чтущих память твою, да зовем ти: / радуйся, преподобие Иннокентие, отче наш.