Главная Святые 12 июля день памяти Святых славных и всехвальных и первоверховных апостол Петра и Павла
Получать свеЖие статьи:

Душеполезное слово

О ЧТЕНИИ

Беседа и общество ближних очень действует на человека. Беседа и знакомство с ученым сообщает много сведений, с поэтом - много возвышенных мыслей и чувствований, с путешественником - много познаний о странах, о нравах и обычаях народных. Очевидно: беседа и знакомство со святыми сообщают святость...

Подробнее ...

Хронология

< Июля 2010 >
П В С Ч П С В
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31  
Пользователи : 8199
Статьи : 5646
Просмотры материалов : 7538854

Яндекс цитирования

12 июля день памяти Святых славных и всехвальных и первоверховных апостол Петра и Павла | Печать |

Святой апостол Петр — старший брат апостола Андрея Пер­возванного — до своей апостольской деятельности был рыбаком, имел же­ну и двоих детей и назывался Симоном. Он был простым, некнижным, бедным и богобоязненным, как гово­рит о нем святитель Иоанн Златоуст. «Ты — Симон, сын Ионин; ты наре­чешься Кифа, что значит «камень» (Петр)»,— так сказал Господь, когда Андрей привел к Нему своего брата Петра (Ин. 1,42). И хотя Петр сразу возгорелся пылкой любовью к Госпо­ду, Спаситель не тотчас призвал его на апостольское служение, но когда окрепли в нем вера и решимость. Вскоре Господь Сам посетил дом Петра и прикосновением руки исце­лил его тещу от горячки (Мк. 1,29 — 31). Из трех избранных Своих учени­ков Господь удостоил святого Петра быть свидетелем Своей Божествен­ной славы на Фаворе (Мф. 17, 1 — 9; Лк. 9, 28—36), Своей Божественной силы при воскрешении дочери Иаира (Лк. 8, 41 — 56), Своего Божественного молитвенного бдения в Гефсиманском саду (Мф. 26, 37—41). Апостол Петр был настолько горячо предан Господу Иисусу Христу в своем слу­жении, что Господь чаще, чем дру­гим, попускал ему обнаруживать свои человеческие немощи, назидая этим и других учеников, забывающих сло­ва: «Без Меня не можете творить ничего» (Ин. 15, 5). Так, например, святой Петр был единственным из учеников, который, узнав Господа Иисуса Христа, шедшего по морю, пошел навстречу Ему по воде, но, вдруг усомнившись в Божественной помощи своего Учителя, стал тонуть, однако был спасен Господом, упрекнувшим его в маловерии (Мф. 14, 28—31). Святой апостол Петр был и тем единственным из учеников, кто на вопрос Господа, за кого они почи­тают Его, ответил сразу: «Ты Христос, Сын Бога Живого» (Мф. 16, 16). Апостол Петр был единственным из защищавших Господа от пришедших предать Учителя на страдание и смерть. Он был и единственным учеником, при искушении трижды отрекшимся от Христа. Однако Гос­подь, приняв слезное покаяние Сво­его ученика, удостоил его первым из апостолов лицезреть Себя Воскресше­го (Лк. 24, 34). Троекратное свое отречение святой Петр окончательно изгладил своим троекратным испове­данием любви к Спасителю (Ин. 21, 15—17). Господь Иисус Христос вос­становил его в апостольском достоин­стве, доверив пасти Своих словесных овец.

По сошествии Святого Духа на апостолов, Который вдохнул в них Божественную силу свято жить и проповедовать, действовать и управ­лять в Церкви, любовь апостола Пет­ра к Господу возвысилась настолько, что не замедлила проявиться в его горячем исповедничестве, в совер­шенных чудотворениях именем Хри­стовым, в его радости претерпеть любые скорби, гонения и лишения, в его готовности принять крестную смерть за Учителя. Преследуемый синедрионом, апостол Петр безбояз­ненно, с великим дерзновением про­поведовал Христа Воскресшего перед лицом тех, кто распял Его и запрещал о Нем проповедовать (Деян. 4, 13 — 20; 5, 27—32). Сила слова апостола Петра была столь могущественна, что краткая его проповедь обращала ко Христу тысячи людей (Деян. 2, 41; 4, 4). Его исповедание Христовой веры сопровождалось чудесными знамени­ями. По его слову обличаемые в преступлении испускали дух (Деян. 5, 5 —10), а мертвые воскресали (Деян. 9,40), хромые начинали ходить (Деян. 3, 1—8), расслабленные исцелялись (Деян. 9, 32—34), больные получали благодатную помощь даже от прикосновения к его тени (Деян. 5, 15).

Святой Петр был апостолом пре­имущественно для иудеев, хотя во время своих апостольских путеше­ствий приводил к вере и язычников, за что и был гоним и подвергнут многократному тюремному заключе­нию. Во время своего третьего пребы­вания в темнице он был чудесным образом освобожден из нее Ангелом Господним, который отворил пред ним тюремные двери, снял оковы и провел мимо спавших охранников (Деян. 12, 7—10).

В своих апостольских путешестви­ях (церковные историки насчитыва­ют их шесть), которые святой Петр совершал из Иерусалима, он благовествовал в Самарии и Иудее, Галилее и Кесарии, Сирии и Антиохии, Фини­кии и Каппадокии, Галатии и Понте, Вифинии и Трое, Вавилоне и Риме, Британии и Греции. В Кесарии Пале­стинской святой Петр первым из учеников Христовых отверз двери веры язычникам, крестив римского сотника Корнилия и его близких (Деян. 10). На всем протяжении сво­его проповеднического пути святой апостол Петр рукополагал в еписко­пы и пресвитеры наиболее верных из своих учеников, поучал народ пре­мудрости Божией, исцелял больных, изгонял нечистых духов из одержи­мых. В Риме, последнем месте своего пребывания, апостол Петр святым благовествованием умножал число христиан и укреплял их в вере, поражал врагов и обличал обманщи­ков. По многим свидетельствам и преданиям, находясь в Риме, святой апостол изобличил Симона волхва, выдававшего себя за Христа, и обра­тил в веру Христову двух наложниц императора Нерона.

Известны два Соборных послания апостола Петра, относящихся соот­ветственно к 63 и 67 годам. Апостол увещевает новообращенных христи­ан не смущаться клеветами, угроза­ми и преследованиями, призывает ни в чем не отступать в угоду язычни­кам от чистоты христианской жизни; обличает лжепророков и лжеучите­лей, отменяющих все нравственные устои ввиду ложно понятой христи­анской свободы и отрицающих Божественную Сущность Спасителя.

В Риме апостол Петр был предвоз­вещен Самим Господом о скорой кончине (2 Петр. 1,14). По повелению императора Нерона, жаждавшего отомстить апостолу за погибель сво­его друга Симона волхва и за обраще­ние ко Христу любимых ясен, святой апостол Петр в 67 году, предположи­тельно 29 июня, был распят. Перед мученической кончиной, считая себя недостойным принять такую же казнь, какой подвергся его любимый Учитель, апостол Петр просил мучи­телей распять его головой вниз, желая даже во время смерти преклонить свою голову Господу.

Святой апостол Павел происхо­дил из колена Вениаминова, до своего апостольского служения назывался Савлом. Родился он в киликийском городе Тарсе от знатных родителей и имел права римского гражданства. Савл был воспитан с надлежащей строгостью в отеческом законе и принадлежал к секте фарисеев. Для продолжения образования родители отправили его в Иерусалим к изве­стному учителю Гамалиилу, который был членом синедриона. Несмотря на веротерпимость своего учителя, кото­рый впоследствии принял святое кре­щение (память 2 августа), Савл был истовым иудеем, разжигавшим в себе ненависть к христианам. Он одобрил убиение архидиакона Стефана (+ 34; память 27 декабря), по некоторым свидетельствам приходившегося ему родственником, и даже охранял одеж­ды тех, кто побивал святого мученика камнями (Деян, 8, 3). Он принуждал людей порицать Господа Иисуса Хри­ста (Деян. 26, 11) и даже выпросил у синедриона разрешение преследо­вать христиан повсюду, где бы они ни появлялись, и приводить их в Иеруса­лим связанными (Деян. 9, 1—2). Однажды, это было в 34 году, на пути в Дамаск, куда Савл был направлен с поручением от первосвященников предать на мучения укрывавшихся там от гонений христиан, Божествен­ный Свет, превосходивший солнеч­ное сияние, внезапно осиял Савла. Все сопровождавшие его воины упа­ли на землю, и он услышал голос, говоривший ему: «Савл! Савл! Что ты гонишь Меня? Трудно тебе идти против рожна». Савл спросил: «Кто Ты, Господи?» Голос ответил: «Я Иисус, Которого ты гонишь. Но встань и стань на ноги твои; ибо Я для того явился к тебе, чтобы поставить тебя служителем и свидетелем того, что ты видел и что Я открою тебе, избавляя тебя от народа иудейского и от язычников, к которым Я теперь посылаю тебя открыть глаза им, чтобы они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу и верою в Меня получили прощение грехов и жребий с освященными» (Деян. 26, 13—18). Спутники Савла слышали голос, но слов разобрать не могли. Савл ослеп от сиявшего Божественно го Света, он ничего не видел до тех пор, пока окончательно не прозрели его духовные очи.

В Дамаске он три дня пребывал в посте и молитве, не принимая пищи и пития. В этом городе жил один из 70 учеников Христовых, святой апостол Анания (память 1 октября). Господь в видении открыл ему все случившееся с Павлом и повелел идти к бедному слепцу, чтобы, возложив на него руки, вернуть ему зрение (Деян. 9, 10—12). Апостол Анания исполнил повеление, и тотчас как бы чешуя отпала от глаз Савла, и он прозрел. Приняв святое крещение, Савл был наречен Павлом и сделался, по выра­жению святителя Иоанна Златоуста, из волка — агнцем, из терния — виноградом, из плевел — пшеницей, из врага — другом, из богохульника — богословом. Святой апостол Павел стал горячо проповедовать в синаго­гах Дамаска о том, что Христос есть воистину Сын Божий. Иудеи, знав­шие его как гонителя христиан, те­перь воспылали к нему гневом и ненавистью и решили его убить. Однако христиане спасли апостола Павла: помогая ему уйти от погони, они спустили его в корзине из окна дома, примыкавшего к городской стене.

В видении, которого сподобился апостол Анания, Господь назвал апо­стола Павла «избранным сосудом», призванным возвещать имя Иисуса Христа «перед народами и царями и сынами израилевыми» (Деян. 9, 15). Получив от Господа указание о благовестии, апостол Павел стал пропове­довать веру Христову среди иудеев и особенно среди язычников, стран­ствуя из страны в страну и рассылая свои послания (числом 14), которые писал в пути и которые до сих пор, по словам святителя Иоанна Златоустого, ограждают Вселенскую Церковь подобно стене, построенной из ада­манта.

Просвещая народы учением Хри­стовым, апостол Павел предпринял длительные путешествия. Кроме не­однократного пребывания в Палести­не, он побывал с проповедью о Христе в Финикии, Сирии, Каппадокии, Га­латии, Ликаонии, Памфилии, Карий, Ликии, Фригии, Мисии, Лидии, Ма­кедонии, в Италии, на островах Кипр, Лесбос, Самофракия, Самос, Патмос, Родос, Мелит, Сицилия и в других землях. Могущество проповеди его было столь велико, что иудеи не могли ничего противопоставить силе Павлова учения (Деян. 9, 22); языч­ники сами просили его проповедовать слово Божие и всем городом собира­лись слушать его (Деян. 13, 42—44). Благовествование апостола Павла быстро распространялось повсюду и обезоруживало всех (Деян. 13, 49; 14, 1; 17, 4, 12; 18, 8). Его проповеди доходили до сердец не только простых людей, но и людей ученых и знатных (Деян. 13, 12; 17,34; 18,8). Сила слова апостола Павла сопровождалась чу­десами: слово его исцеляло больных (Деян. 14, 10; 16, 18), поразило слепо­той волшебника (Деян. 13, 11), вос­кресило мертвого (Деян. 20, 9—12); даже вещи святого апостола были чудодейственны — от прикосновения к ним совершались чудесные исцеле­ния, а злые духи покидали одержи­мых (Деян. 19, 12). За благодеяния и пламенную проповедь Господь удо­стоил Своего верного ученика восхи­щения до третьего неба. По собствен­ному признанию святого апостола Павла, он «был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, кото­рых человеку нельзя пересказать» (2 Кор. 12, 2—4).

В своих непрестанных трудах апо­стол Павел переносил неисчислимые скорби. В одном из Посланий он признается, что не раз бывал в темницах и многократно при смерти. «От иудеев,— пишет он,— пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три ра­за я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл в глубине морской. Много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от едино­племенников, в опасностях от языч­ников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и в жажде, часто в посте, на стуже и в наготе (2 Кор. 11, 24—27).

Все свои нужды и скорби святой апостол Павел переносил с великим смирением и слезами благодарности (Деян. 20, 19), ибо в любое время готов был умереть за имя Господа Иисуса (Деян. 21, 13). Несмотря на непрестанные гонения, которые пре­терпевал апостол Павел, он испыты­вал к себе и великое уважение своих современников. Язычники, видя его чудеса, воздавали ему великую честь (Деян. 28, 10); жители Листры за чудесное исцеление хромого призна­ли его богом (Деян. 14, 11 —18); имя Павлово употребляли иудеи при за­клинаниях (Деян. 19, 13). Верующие с величайшим усердием охраняли апостола Павла (Деян. 9, 25, 30; 19, 30; 21, 12); прощаясь с ним, христиане со слезами молились о нем и, целуя, провожали его (Деян. 20, 37—38); некоторые коринфские христиане называли себя Павловыми (1 Кор. 1, 12).

По некоторым преданиям, апостол Павел помогал апостолу Петру одо­леть Симона волхва и обратить к христианству двух любимых жен им­ператора Нерона, за что был осужден на смерть. Другие источники указы­вают, что причиной казни апостола Павла послужил факт обращения им в христианство главного император­ского виночерпия. По некоторым дан­ным, день смерти апостола Павла совпадает с днем смерти апостола Петра, по другим —она произошла ровно через год после распятия апо­стола Петра. Как римский гражда­нин, апостол Павел был усечен мечом.

Почитание святых апостолов Пет­ра и Павла началось сразу же после их казни. Место их погребения было священно для первохристиан. В IV веке святым равноапостольным Константином Великим (+ 337; па­мять 21 мая) были воздвигнуты хра­мы в честь святых первоверховных апостолов в Риме и Константинополе. Совместное их празднование — 29 июня — было настолько распростра­нено, что известный церковный писа­тель IV века святитель Амвросий, епископ Медиоланский (+ 397; память 7 декабря), писал: «...празднование им не может утаиться ни в одной части мира». Святитель Иоанн Зла­тоуст в беседе на день памяти апосто­лов Петра и Павла говорил: «Что больше Петра! Что равно Павлу делом и словом! Они превзошли всю природу земную и небесную. Связан­ные телом, они сделались превосход­нее ангелов... Петр есть предводитель апостолов, Павел — учитель вселен­ной и причастник горних сил. Петр — узда беззаконных иудеев, Павел — призыватель язычников; и усматри­вай высочайшую премудрость Госпо­да, Который Петра избрал из рыба­рей, Павла — из скинотворцев. Петр — начало православия, великий священнослужитель Церкви, необхо­димый советник христиан, сокровищ­ница горних даров, избранный апо­стол Господа; Павел - великий про­поведник истины, слава вселенной, парящий в высоте, духовная лира, орган Господень, бдительный корм­чий Христовой Церкви».

Празднуя в этот день память первоверховных апостолов, Правос­лавная Церковь прославляет духов­ную твердость святого Петра и разум святого Павла, воспевает в них образ обращения согрешающих и исправля­ющихся: в апостоле Петре — образ отвергшегося от Господа и покаявше­гося, в апостоле Павле — образ сопро­тивлявшегося проповеди Господней и потом уверовавшего.

В Русской Церкви почитание апо­столов Петра и Павла получило нача­ло после Крещения Руси. По церков­ному преданию, святой равноапо­стольный князь Владимир (+ 1015; память 15 июля) привез из Корсуни икону святых апостолов Петра и Павла, которая впоследствии была преподнесена в дар Новгородскому Софийскому собору. В этом же соборе до сих пор сохранились фрески XI ве­ка с изображением апостола Петра. В Киевском Софийском соборе настен ные росписи, изображающие апосто­лов Петра и Павла, относятся к XIXII векам. Первый монастырь в честь святых апостолов Петра и Пав­ла был воздвигнут в Новгороде на Синичей горе в 1185 году. Примерно в это же время началось строитель­ство Петровского монастыря в Росто­ве. Петропавловский монастырь су­ществовал в XIII веке в Брянске.

Имена апостолов Петра и Павла, получаемые при святом крещении, особенно распространены в России. Эти имена носили многие святые Древней Руси. Правнук равноапо­стольного князя Владимира святой благоверный князь Ярополк Владимиро-Волынский в святом крещении носил имя Петр (+ 1086; память 22 но­ября). Этот святой князь воздвиг в Киеве храм во имя святого апостола Петра (XI в.). 28 августа Русская Церковь празднует память преподоб­ного Павла Послушливого Киево-Печерского (+ XIII); 30 июня — преподобного Петра, царевича Ор­дынского и Ростовского (+ 1290); 10 января - преподобного Павла Комельского, Обнорского (+ 1429); 21 де­кабря— святителя Петра, Московско­го и всея России чудотворца (+ 1326).

Изображения святых апостолов Петра и Павла в иконостасе правос­лавного храма стали неизменной принадлежностью деисусного чина. Особенно известны иконы первоверховных апостолов Петра и Павла, написанные гениальным русским иконописцем преподобным Андреем Рублевым.

Тропарь, глас 4:

Апостолов первопрестольницы / и вселенныя учителие, / Владыку всех молите / мир вселенней даровати / и душам нашим велию милость.

Кондак, глас 2:

Твердыя и Боговещанныя проповедатели, / верх апостолов Твоих, Господи, / приял еси в на­слаждение благих Твоих и покой: / болезни бо онех и смерть приял еси паче всякаго всеплодия, / Едине, сведый сердечная.

Молитва

О преславнии апостоли Петре и Павле, души за Христа предавшии и кровию вашею пажить Его удобрившии! Услышите чад ваших молитвы и воздыхания, сердцем сокрушенным ныне приносимыя. Се бо беззаконьми омрачихомся и того ради бедами, якоже тучами, обложихомся, елея же добраго жития обнищахом зело. О сильнии! Поне­сите немощи наша, не отлучайтеся духом от нас, да не разлучимся вконец от любве Божия, но крепким заступлением вашим нас защитите, да помилует Господь всех нас молитв ваших ради, да истребит же рукописание безмерных грехов на­ших и да сподобит со всеми святыми блаженнаго Царствия и брака Агнца Своего, Емуже честь, и слава, и благодарение, и поклонение во веки веков. Аминь.