Главная Святые 20 апреля день памяти Преподобнаго отца нашего Даниила, Переславскаго чудотворца
Получать свеЖие статьи:

Душеполезное слово

По учению отцов жительство

По учению отцов жительство... - единственно приличествующее нашему времени, есть жительство ПОД РУКОВОДСТВОМ ОТЕЧЕСКИХ ПИСАНИЙ С СОВЕТОМ ПРЕУСПЕВШИХ СОВРЕМЕННЫХ БРАТИЙ; Этот совет опять должно ПРОВЕРЯТЬ ПО ПИСАНИЮ ОТЦОВ".

 

Святитель Игнатий (БРЯНЧАНИНОВ)

Хронология

< Апреля 2010 >
П В С Ч П С В
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30    
Пользователи : 8211
Статьи : 5677
Просмотры материалов : 7725582

Яндекс цитирования

20 апреля день памяти Преподобнаго отца нашего Даниила, Переславскаго чудотворца | Печать |

Преподобный Даниил Переславский, в миру Димитрий, родился в 1459 году в городе Переславле-Залесском от благочестивых родите­лей Константина и Феодосии, в ино­честве Феклы. С юных лет содейство­вала ему благодать Божия, проявляв­шаяся в его стремлении к строгим христианским подвигам. Однажды, слушая житие преподобного Симеона Столпника, он обратил внимание на то место, где рассказывается о том, как святой обвил себя для обуздания своей плоти власяной веревкой. От­рок решил понести такой же подвиг: он отрезал конец веревки, которой рыбаки привязывали к берегу свою лодку, и обвил ею свое тело так крепко, что со временем она впилась в кожу. Раны причиняли сильные мучения юному Димитрию, но он терпеливо их сносил. Родители недо­умевали о причине болезни сына и были крайне удивлены, обнаружив на спящем отроке пояс. На их вопрос, для чего он это сделал, Димитрий смиренно отвечал: «По неразумению моему». Но когда они захотели осво­бодить сына от мук, он стал слезно умолять не снимать с него веревку и позволить ему терпеть это страдание за свои грехи. Через некоторое время отрок был отдан на воспитание в Никитский монастырь к своему род­ственнику игумену Ионе, где полю­бил иноческое житие и сам решил стать иноком. Однако, боясь, как бы родители и родственники не помеша­ли исполнению его намерения, он вместе со своим братом Герасимом тайно ушел в монастырь преподобно­го Пафнутия Боровского (+ 1477; па­мять 1 мая). Здесь, приняв иноческое пострижение, преподобный Даниил под руководством опытного старца святого Левкия Волоколамского (па­мять 17 августа) прожил десять лет. Получив навыки подвижнической жизни, опыт пустынножительства (вместе с блаженным Левкием он прожил еще два года в пустыни на реке Рузе), преподобный Даниил вернулся на свою родину в Переславль. В Успенском Горицком монастыре он принял священный сан. К святому стали многие приходить на исповедь и за духовными советами. Среди них был священник Андрей, будущий царский духовник, впоследствии — Всероссийский митрополит Афана­сий (1564 - 1566), автор жития преподобного Даниила, написанного по благословению митрополита Макария. Как искусный врач, он исцелял душевные язвы и греховные страсти прихожан. Никто не уходил от препо­добного Даниила неутешенным и без душевной пользы. Но особенно сердце его было открыто странникам и лю­дям, удрученным различными бед­ствиями, - они всегда находили у него помощь и спасительное слово утешения. Как и у ветхозаветного Товии, своеобразным подвижниче­ским проявлением заповеди любви к ближнему стала забота преподобного Даниила об умерших беспризорных, нищих, бездомных и безродных лю­дях. Если он слышал о каком-либо человеке, погибшем в результате сти­хийного бедствия, от нападения ди­ких зверей или разбойников, о вне­запно умершем и брошенном на распутьи, об утопленнике и замерз­шем в дороге, то всячески старался отыскать мертвое тело и даже платил немалые деньги тому, кто укажет ему, где оно лежит без погребения. Ночью втайне от других святой Дани­ил выходил из монастыря и по указа­ниям видевших отыскивал мертве­цов, со слезами и молитвой относил их на своих руках в скудельницу (место общего захоронения бездом­ных), служил панихиду и погребал их по церковному чину, а после поминал их при совершении Божественной литургии. Призреть несчастного по­койника - было истинным утешени­ем для любвеобильной души препо­добного. По ночам, смотря из келлии на скудельницу, святой Даниил думал иногда о том, сколько тайных рабов Божиих, истинных и верных христиан, лежат, быть может, на этом месте и никто не погребает их по церковному правилу, не вспоминает их в своих молитвах во время Боже­ственной литургии. Такие мысли ста­ли особенно часто приходить препо­добному после того, как он нашел замерзшим одного странника, неред­ко посещавшего Горицкий монастырь и ночевавшего в его келлии, то ли немого от природы, то ли безмолв­ствовавшего ради Господа, и предал погребению его в скудельнице. Как бы в ответ на сердечные помышле­ния преподобного Даниила Господь прославил место упокоения безрод­ных людей чудными знамениями. Сам святой и многие другие не раз видели по ночам, как сиял над скудельницей Небесный свет и горели над нею свечи, не раз слышали, как доносилось оттуда пение и коло­кольный звон. В душе преподобного возродилось неискоренимое желание построить на месте скудельницы свя­той храм с тем, чтобы приносилась в нем бескровная жертва Богу и возно­силась молитва о упокоении безве­стно умерших христиан. Однажды в обитель пришли три чудных старца-инока, которых святой Даниил, по­добно ветхозаветному Аврааму, при­нял как Ангелов Божиих, и у которых он по смирению своему решил взять благословение на постройку храма. Старцы отвечали ему, что если чело­век очень хочет совершить какое-нибудь важное и полезное дело, то святые отцы советуют ему оставить человеческое хотение и полностью предаться воле Божией, которая обя­зательно даст о себе знать. Преподоб­ный Даниил последовал совету стар­цев, смиряя в себе все возраставшее желание сердца скорее начать стро­ительство. Наконец, на исходе трехлетнего срока Господь неожиданно явил ему Свою благую волю. Избав­ленные молитвами преподобного Да­ниила от княжеской опалы два знат­ных боярина представили преподоб­ного великому князю Василию Иоанновичу, отдавшему святому в его собственное владение скудельничью землю, и Митрополиту Московскому, благословившему на этой земле по­строить храм. Примерно в это же время святой Даниил нежданно полу­чил три богатых денежных пожертво­вания, необходимых для начала строительства. Преподобный принял эти приношения как свидетельство того, что Господь благословил его намере­ние. Вскоре на месте скудельницы был устроен храм для поминовения погребенных в честь Всех святых, вокруг которого несколько монахов выстроили себе келлии, образовав таким образом небольшой монастырь. Каждый день преподобный Даниил приходил из Горицкого монастыря, в котором он еще оставался насельни­ком, в созданную им новую обитель наставлять монахов в иноческих добродетелях, участвовать в совме­стных службах и строительстве новых монастырских зданий и храмов. В благоукрашении обители принимал участие Новгородский архиепископ Макарий, духовный друг преподобно­го, также постриженик Пафнутиево-Боровского монастыря. Не обош­лись подвиги святого Даниила без тяжких искушений. Ему с братией пришлось вынести поношение, вре­дительство и козни со стороны ме­стных вельмож. Не хватало средств на пропитание. Наконец и братия не выдержали и стали роптать на край­нюю скудость в пище и в одежде. Преподобный Даниил молился и уте­шал братию душеспасительными на­ставлениями, говоря, что Бог Своим неизреченным Промыслом, устрояющий все в пользу душам человече­ским, не оставит монастырь, строительство которого Он Сам благосло­вил. Так и произошло. Постепенно Даниловская обитель, которую при­нял под свое покровительство вели­кий князь, стала состоятельней, а братия в ней значительно умножи­лись. После кончины архимандрита Горицкого монастыря братия просили преподобного Даниила стать во главе обители. Он долго не соглашался, но потом, предложив инокам как усло­вие своего настоятельства строжай­ший устав и получив от них обеща­ние исполнять его, он принял это трудное послушание. Святой Даниил руководил обителью не властью, а примером своей собственной жизни и любви. Он вместе со всеми иноками носил дрова, копал землю, одевался в ту же одежду, что и послушники. В 1525 году по воле великого князя преподобный Даниил перешел настоятельствовать в свой монастырь. Од­на из главных заповедей, которую преподал инокам новый настоятель, призывала, кроме постоянной молит­вы о душах погребенных в скудельни­це безвестных христиан, принимать всех странников, убогих и голода­ющих. Бедняки и нищие всегда нахо­дили в обители добрый приют и получали милостыню. Зная любовь преподобного к несчастным, многие приносили к воротам монастыря больных и увечных и оставляли их там. Святой Даниил принимал всех убогих и с радостью кормил, одевал и лечил их. Во время голода, когда в монастырской житнице оставалось хлеба на несколько дней, он отдал его нищей вдове с детьми, и с тех пор в награду за милосердие преподобного мука в житнице по воле Божией не оскудевала в продолжение всего голода. Еще при жизни преподобного авторитет его был настолько высок, что по его просьбе великий князь освобождал приговоренных к смер­тной казни, выделял средства на строительство и ремонт церквей в Переславле-Залесском. Великий князь, наслышанный о духовных под­вигах старца, просил его дважды быть восприемником при крещении своих детей. К концу жизни святой Даниил получил от Господа дар чудотворения. Многие удивлялись его прозорливости, умению читать тай­ные помыслы и видеть события на расстоянии. По его молитвам больные выздоравливали, а разбойники при­носили покаяние. Предчувствуя приближение кончины, преподобный Даниил постригся в великую схиму и, созвав своих учеников, дал им пос­леднее наставление: «Отцы и братия, Богом собранное стадо! Потщитесь всеми силами сохранять Божественные заповеди и предание святых отцов; не забывайте своего обещания при пострижении, любите друг друга, носите немощи немощных, не прези­райте странных и убогих, удаляйтесь всякого бесчиния и празднословия, уклоняйтесь от пьянства, особенно же храните чистоту душевную и телес­ную, всегда имейте в душе плач о смертном часе и о воздаянии каждо­му по делам его...». Перед блаженной кончиной святого Даниила в видении посетили три чудных старца-инока, некогда преподавшие ему урок смиренномудрия. Блаженный старец преставился на 81-м году своей жизни, 7 апреля 1540 года. Нетлен­ные мощи его после неоднократных освидетельствований были торжественно открыты 30 декабря 1652 года.

 

Тропарь, глас 3:

От юности, блаженне, / всего себе Господеви возложив, / выну повинуяся Богу, / противяся же диаволу, / страсти греховныя победил еси, / тем сам храм Божий быв, / и обитель красну во славу Пресвятыя Троицы воздвигнув, / и собранное тобою в ней стадо Христово / богоугодно упас, / преставился еси к вечным обителем, / отче Данииле. / Моли Триипостаснаго во Едином Суще­стве Бога / спастися душам нашим.

Кондак, глас 8:

Невечерняго Света пресветлое светило, / жития чистотою просвещающее всех, / явился еси, отче Данииле: / образ бо и правило иноком был еси, / сиротам же отец и питатель вдовицам. / Сего ради и мы, чада твоя, вопием ти: / радуйся, радосте и венче наш; / радуйся, многое имый к Богу дерзновение; / радуйся, граду нашему велие утвер­ждение.

Молитва

О, преподобне и Богоносне отче наш Данииле, всесмиренно к тебе припадаем и тебе молимся: не отступай от нас духом твоим, но всегда поминай нас во святых и благоприятных молитвах твоих ко Господу нашему Иисусу Христу. Молися Ему, да не потопит нас бездна греховная, и да не будем врагом, ненавидящим нас, в радование; да про­стит Христос Бог наш твоим предстательством за нас вся согрешения наша, и Своею благодатию водворит среди нас единодушие и любовь, и избавит нас от козней и наветов диавольских, от глада, огня, всякия скорби и нужды, от болезней душевных и телесных и от напрасныя смерти; да сподобит Он нас, притекающих к тебе, в истинней вере и покаянии пожити, христианския непостыдныя и мирныя кончины живота нашего достигнути, и наследовати Царство Небесное, и славити Пресвятое Имя Его со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом во веки веков. Аминь.