Главная Святые 20 мая день памяти преподобнаго отца нашего Нила, Сорскаго чудотворца
Получать свеЖие статьи:

Душеполезное слово

Жить по примеру

Чтобы стяжать себе хотя малую крупицу этого многоценного в очах Божиих золота, нам должно чаще переноситься мыслию и сердцем в те давние времена, когда жили святые угодники Божии, подобные Богоносному Сергию, чтобы привитать духом около избранников благодати и поучаться у них Христоподражательному смирению...

Подробнее ...

Хронология

< Мая 2010 >
П В С Ч П С В
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31            
Пользователи : 8191
Статьи : 5632
Просмотры материалов : 7486740

Яндекс цитирования

20 мая день памяти преподобнаго отца нашего Нила, Сорскаго чудотворца | Печать |

Преподобный Нил Сорский ро­дился в 1433 году. Он происходил из боярского рода Майковых. Монаше­ский постриг преподобный Нил при­нял в Успенском Кирилло-Белозерском монастыре. Некоторое время он жил в обители под руководством опытного старца Паисия Ярославова, впоследствии игумена Троице-Сергиевого монастыря. Затем вместе с иноком Иннокентием святой Нил отправился в паломничество по святым местам Востока. Несколько лет он прожил на Святой Горе Афон и в монастырях Константинополя, опытно постигая иноческую жизнь и изучая творения святых отцов-пустынников: Антония Великого, Ва­силия Великого, Ефрема Сирина, Макария Великого, Исаака Сирина, аввы Варсонофия, Иоанна Лествичника, аввы Дорофея, Максима Испо­ведника, Исихия, Симеона Нового Богослова, Петра Дамаскина, Григо­рия Богослова, Нила и Филофея Синайских. Наставления этих свя­тых отцов преподобный воспринял умом и сердцем и превратил их в практическое руководство в своей жизни.

После возвращения в Кирилло-Белозерский монастырь преподобный Нил не остался жить в нем. Сначала он построил себе келлию недалеко от обители, а затем в 15 верстах от нее, на реке Соре, водрузил крест, постро­ил часовню и келлию и ископал колодец. Когда рядом поселились дру­гие иноки, был воздвигнут храм в честь Сретения Господня. В возник­шем монастыре преподобный Нил ввел не общежительный, а новый для Руси скитский устав, по образцу афонских скитов. Поселившись в от­дельных келлиях по одному, по два или по три человека, братия собира­лись в храм для совместной молитвы только по субботним, воскресным дням и праздникам. В другие дни каждый молился и трудился в своей келлии. Всенощное бдение в скитском храме продолжалось всю ночь, по каждой кафизме читались три-четыре поучения из творений святых отцов. За божественной литургией пелись только трисвятое, аллилуйя, Херувимская песнь и «Достойно есть», остальное читалось протяжно, нараспев. По субботам в братской усыпальнице служилась панихида.

Преподобный Нил отличался крайней нестяжательностью. Он за­прещал братии иметь по две одежды, брать милостыню разрешалось только в крайней нужде. В скитском храме не было драгоценных украшений, богослужебные сосуды были деревян­ными, облачения из простых тканей. Преподобный Нил при скитническом образе жизни исключал монастыр­ское землевладение, считал, что ино­ки должны жить только трудом своих рук. Сам он был для братии образцом трудолюбия.

Продолжая изучать Священное Писание и творения святых отцов, преподобный Нил устроял жизнь оби­тели по заповедям Божиим и советам святых. Прежде чем приступить к какому-либо делу, он соотносил это дело с поучениями святых отцов. В письме к своему сподвижнику Инно­кентию он писал: «И наипаче испытую Божественная писания: прежде заповеди Господня и толкования их, и апостольская предания; таже жития и учения святых отец, и тем внимаю... и теми поучаюся, и в том живот и дыхание мое имею... И аще, что случится творити ми, аще не обрящу то во святых писаниях, отлагаю се на время, дондеже обрящу: понеже по своей и по своему разуму не смею что творити». Об этом же он писал и в другом письме: «Аз убо не творю без свидетельства Божественных писа­ний... О себе же не смею творити, понеже невежда и поселянин есмь». Начитанность преподобного Нила в творениях святых отцов была так велика, что он часто цитировал их наизусть.

Преподобный Нил Сорский изве­стен не только как основоположник на Руси скитского жития и великий подвижник, но и как духовный писа­тель. На основании творений святых отцов он составил для братии Устав скитского жительства. В этом Уставе преподобный Нил более всего обра­щает внимание иноков на умное делание, под которым также подразу­мевает глубокую молитвенность и духовное подвижничество. Кроме Устава, сохранились несколько посла­ний преподобного к его ученикам. В посланиях к Кассиану говорится о борьбе с помыслами и о терпеливом перенесении скорбей; в посланиях к Иннокентию и Вассиану преподоб­ный рассказывает о своей жизни и предлагает различные наставления. В двух посланиях к неизвестным инокам святой подвижник заповеду­ет памятовать о смерти и дает советы, как бороться с греховными помысла­ми. Преподобный Нил участвовал на Соборах 1490 и 1503 годов.

Преподобный Нил Сорский скон­чался мирно 7 мая 1508 года. Руко­водствуясь духом смирения, он заве­щал братии бросить его тело в лесу на съедение диким зверям или предать погребению без всяких почестей. В 1569 году царь Иоанн Грозный хотел построить в монастыре преподобного Нила каменный храм на месте дере­вянного, но преподобный, явившись царю, строго запретил строить новый храм. Мощи преподобного Нила хра­нились под спудом в приделе его имени в Иоанно-Предтеченском храме обители. В Иконописном под­линнике сохранилось описание вне­шности преподобного: «Преподобный отец наш Нил, Сорский чудотворец, подобием сед, брада аки Кирилла Белозерскаго, но у сего курчевата; ризы преподобническия, в руках свиток».

 

Тропарь, глас 4:

Удалився, бегая, давидски, мира, / и вся, яже в нем, яко уметы, вменив, / и, в месте безмолвие вселився, / духовныя радости исполнился еси, отче наш Ниле, / и, единому Богу изволив служити, / процвел еси, яко финике, / и, яко лоза благоплодна, / умножил еси чада пустыни. / Тем благодарственно вопием: / слава Укрепльшему тя в подвиге пустынножительства; / слава Избравше­му тя в России / отшельником уставоположника изрядна; / слава молитвами твоими и нас Спаса­ющему.

Ин тропарь, глас 1:

Мирскаго жития отвергся / и мятежа житейскаго бегая, / преподобне и Богоносне отче наш Ниле, / не обленился еси собрати цветы райския от писаний отеческих / и, в пустыню вселився, / процвел еси, яко крин сельный, / отонюду же прешел еси и в Небесныя обители; / научи и нас, честно почитающих тя, / твоим царским путем шествовати / и молися о душах наших.

Ин кондак, глас 3:

Терпя, потерпел еси суетныя обычаи / и мирския нравы братии твоих, / обрел еси пустынное безмолвие, преподобне отче, / идеже постом, бде­нием и непрестанною молитвою в трудех подвизався, / ученьми твоими правыя стези указал еси нам / шествовати ко Господу. / Темже и почитаем тя, всеблаженне Ниле.

Кондак, глас 8.

Любве ради Христовы удалився мирских смуще­ний, / радостною душею вселился еси в пусты­ни, / в нейже подвизався добре, / яко Ангел на земли, отче Ниле, пожил еси: / бдением бо и постом тело свое изнурил еси вечныя ради жизни. / Еяже ныне сподобився, / во свете неизреченныя радо­сти Пресвятей Троице со святыми предстоя, / моли, молимтися, припадающе, чада твоя, / сохранитися нам от всякаго навета и злых обстояний / видимых и невидимых враг / и спастися душам нашим.

Молитва

О преподобне и Богоблаженне отче Ниле, Богомудрый наставниче и учителю наш! Ты, любве ради Божия удаляяся мирских смущений, в непроходней пустыни и в дебрех изволил еси вселитися, и, яко лоза благоплодна, умножив чада пустыни, явил еси себе им словом, писанием и житием образ всякия иноческия добродетели, и, яко Ангел во плоти, пожив на земли, ныне в селениих Небес­ных, идеже празднующих глас непрестанный, водворяешися, и, с лики святых Богу предстоя, Тому хвалы и славословия непрестанно приносим. Молим тя, Богоблаженне, настави и нас, жительствующих под кровом твоим, непреткновенно ходити по стопам твоим: любити Господа Бога всем сердцем своим, Того Единаго вожделети и о Том Едином помышляти, мужественно же и благоискусно пратися с долу влекущими нас помыслы и прилоги вражиими и тех всегда побеждати; возлюбити всякую тесноту монашескаго жития, и возненавидети красная мира сего любве ради Христовы и насадити в сердцах своих всякую добродетель, в нейже сам потрудился еси. Моли Христа Бога, да и всем православным христианом, в мире живущим, просветит ум и очи сердечная, еже ко спасению, утвердит их в вере, и благочестии,и в делании заповедей Своих, сохра­нит от лести мира сего и дарует им и нам оставление грехов и к сим приложит, по неложному обетованию Своему, и вся потребная нам ко временному животу. Да, в пустыни и в мире жительствующе, тихое и безмолвное житие пожи­вем во всяком благочестии и честности и Того усты и сердцем прославим купно со Безначаль­ным Его Отцем и Пресвятым и Благим и Животво­рящим Его Духом всегда, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.