Главная Святые 21 мая день памяти Святаго, славнаго, всехвальнаго апостола и Евангелиста, наперсника возлюбленнаго, девственника Иоанна Богослова
Получать свеЖие статьи:

Душеполезное слово

Жить по примеру

Чтобы стяжать себе хотя малую крупицу этого многоценного в очах Божиих золота, нам должно чаще переноситься мыслию и сердцем в те давние времена, когда жили святые угодники Божии, подобные Богоносному Сергию, чтобы привитать духом около избранников благодати и поучаться у них Христоподражательному смирению...

Подробнее ...

Хронология

< Мая 2010 >
П В С Ч П С В
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31            
Пользователи : 7104
Статьи : 5313
Просмотры материалов : 6427391

Яндекс цитирования

21 мая день памяти Святаго, славнаго, всехвальнаго апостола и Евангелиста, наперсника возлюбленнаго, девственника Иоанна Богослова | Печать |

Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов занимает особое место в ряду избранных учеников Христа Спасителя. Нередко в иконог­рафии апостол Иоанн изображается кротким, величественным и духоносным старцем, с чертами девственной нежности, с печатью полного спокой­ствия на челе и глубоким взором созерцателя неизреченных открове­ний. Другая главная особенность ду­ховного облика апостола открывается через его учение о любви, за которое ему по преимуществу усвоено наиме­нование Апостола любви. Действи­тельно, любовью пронизаны все его писания, основная мысль которых сводится к понятию, что Бог в Своем существе есть Любовь (1 Ин. 4, 8). В них он останавливается преимуще­ственно на проявлениях неизреченной любви Бога к миру и человеку, на любви своего Божественного Учите­ля. Он постоянно увещевает учени­ков к взаимной любви.

Служение Любви — весь жизнен­ный путь апостола Иоанна Богослова. Ему были свойственны спокой­ствие и глубина созерцания в сочета­нии с горячей верностью, нежная и безграничная любовь с пылкостью и даже некоторой резкостью. Из крат­ких указаний евангелистов видно, что он обладал в высшей степени пылкой натурой, сердечные порывы его иногда доходили до такой бурной ревности, что Иисус Христос вынуж­ден был умерять их как несогласные с духом нового учения (Мк. 9, 38—40; Лк. 9, 49—50; 54—56) и назвал апо­стола Иоанна и его родного брата Иакова «сынами грома» (Воанергес).

В то же время он обнаруживает редкую скромность и, несмотря на свое особенное положение среди апо­столов как ученика, которого любил Иисус, он не выделялся из ряда других учеников Спасителя. Отличи­тельными чертами его характера бы­ли наблюдательность и восприимчи­вость к событиям, проникнутые тон­ким чувством послушания воле Божией. Полученные извне впечатле­ния редко обнаруживались в его слове или действии, но сильно и глубоко проникали во внутреннюю жизнь свя­того апостола. Всегда чуткий к дру­гим, он болезновал сердцем о погиба­ющих. Апостол Иоанн с благоговей­ным трепетом внимал Богодухновенному учению своего Учителя, исполненному благодати и истины, в чи­стой и возвышенной любви созерцая Славу Сына Божия. Ни одна черта из земной жизни Христа Спасителя не ускользнула от проницательного взо­ра апостола Иоанна, ни одно событие не прошло, не оставив глубокого следа в его памяти, поэтому в нем сосредоточились вся полнота и цело­стность человеческой личности. Та­кой же целостностью обладали и мысли апостола Иоанна Богослова. Для него не существовало раздвоен­ности. По его убеждению, где нет полной преданности, там нет ничего. Избрав путь служения Христу, он до конца жизни совершал его с полнотой и безраздельной последовательно­стью. Апостол Иоанн говорит о всеце­лой преданности Христу, о полноте жизни в Нем, поэтому и грех рассмат­ривается им не как слабость и поврежденность человеческой природы, а как зло, как отрицательное начало, совершенно противоположное добру (Ин. 8, 34; 1 Ин. 3, 4; 8—9). По его воззрению, можно принадлежать или Христу, или дьяволу, среднего, неоп­ределенного состояния быть не может (1 Ин. 2,22; 4, 3). Поэтому он служил Господу с безраздельной любовью и самоотверженностью, отвергая все, что принадлежит исконному врагу человека, врагу истины и родона­чальнику лжи (1 Ин. 2, 21 — 22). Чем сильнее он любит Христа, тем сильнее ненавидит антихриста; чем больше он любит истину, тем больше ненави­дит ложь,— свет исключает тьму (Ин. 8, 12; 12, 35—36). Этим проявле­нием внутреннего огня любви он свидетельствовал с особой силой духа о Божестве Иисуса Христа (Ин. 1, 1—18; 1 Ин. 5, 1 — 12).

Апостолу Иоанну было определено выразить последнее слово Божествен­ного откровения, вводящего в сокро­веннейшие тайны внутренней Боже­ственной жизни, ведомые только веч­ному Слову Божию, Единородному Сыну.

Истина отображена в его уме и слове, потому что он чувствует и сердцем постигает ее. Он созерцает вечную Истину и как видит, так и передает своим возлюбленным ча­дам. Апостол Иоанн просто утвержда­ет или отрицает и всегда говорит с абсолютной точностью (1 Ин. 1, 1). Он слышит голос Господа, открывающего ему то, что Сам Он слышит от Отца.

Богословие апостола Иоанна уничтожает границу между насто­ящим и будущим. Наблюдая насто­ящее, временное, он не останавлива­ется на нем, а переносит свой взор к вечному в прошедшем и к вечному в будущем. И поэтому он, призывая к святости жизни, торжественно про­возглашает, что «всякий, рожденный от Бога, не согрешит» (1 Ин, 5, 18, 3, 9). В общении с Богом истинный христианин причастен жизни Божественной, поэтому будущее человече­ства совершается уже на земле. В изложении и раскрытии учения о Домостроительстве спасения апостол Иоанн Богослов переходит в область вечно настоящего, в котором Небо сошло на землю и обновленная земля освещается Светом Небесной Славы. Так, галилейский рыбак, сын Зеведея, стал Богословом, возвестив­шим через Откровение тайну миро- бытия и судьбы человечества.

Празднование 8 мая святому апо­столу Иоанну Богослову установлено Церковью в воспоминание ежегодно­го исхождения в этот день на месте его погребения тончайшего розового праха, который собирали верующие для исцелений от различных болез­ней. Сведения о жизни святого еван­гелиста Иоанна Богослова помещены 26 сентября, в день преставления.

 

Тропарь апостолу, глас 2:

Апостоле, Христу Богу возлюбленне, / ускори избавити люди безответны, / приемлет тя, припадающа, / Иже падша на перси приемый. / Егоже моли, Богослове, / и належащий облак языков разгнати, / прося нам мира и велия милости.

Кондак, глас 2:

Величия твоя, девственниче, кто повесть? / Точиши бо чудеса, и изливаеши исцеления, / и молишися о душах наших, / яко Богослов и друг Христов.

Молитва ко святому апостолу и Евангелисту Иоанну Богослову

О великий апостоле, евангелисте громогласный, Богослове изящнейший, тайновидче неизречен­ных откровений, девственниче и возлюбленный наперсниче Христов Иоанне! Приими нас, греш­ных, прибегающих под твое сильное заступление и покровительство. Испроси у Всещедраго Чело­веколюбца, Христа Бога нашего, Иже пред очесы твоими кровь Свою дражайшую излия за нас, непотребных рабов Своих, да не помянет беззаконий наших, но да помилует нас и сотворит с нами по милости Своей: да дарует нам здравие душев­ное и телесное, всякое благоденствие и изобилие, наставляя нас обращати оныя во славу Его, Творца, Спасителя и Бога нашего. По кончине же временныя жизни нашея да избегнем мы, святый апостоле, немилосердых истязателей, на воздушных мытарствах нас ожидающих, но да достигнем, тобою водимии и покрываемии, Горняго онаго Иерусалима, егоже славу ты в откровении узрел еси, а ныне наслаждаешися оныя радости, обещанныя избранным Божиим. О великий Иоанне! сохрани вся грады и страны христианския и всех, призывающих имя твое, от глада, губительства, труса и потопа, огня, меча, и нашествия инопле­менных, и междоусобныя брани; избави нас от всякия беды и напасти и молитвами твоими отврати от нас праведный гнев Божий и испроси нам Его милосердие. О великий и непостижимый Боже! се на умоление Тебе предлагаем святаго Иоанна, егоже Ты сподобил еси неизреченных откровений, приими о нас ходатайство, даруй нам исполнение прошений наших во славу Твою, паче же соверши нас духовным совершенством к на­слаждению жизни нескончаемыя в Небесных Твоих обителех. О Небесный Отче, создавый вся Владыко, Всесильный Царю! Коснися благодатию сердец наших, да, растаявше, яко воск, пролиются пред Тобою и бренная тварь духовна сотворится в честь и славу Твою, и Сына Твоего, и Святаго Духа. Аминь.