Главная Святые 22 июня день памяти иже во Святых отца нашего Кирилла, архиепископа Александрийскаго
Получать свеЖие статьи:

Душеполезное слово

Сближайся с праведными

Сближайся с праведными, и через них приблизишься к Богу.

Святой Исаак Сирин

Хронология

< Июня 2010 >
П В С Ч П С В
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 23 24 25 26 27
28 29 30        
Пользователи : 8235
Статьи : 6214
Просмотры материалов : 9412868

Яндекс цитирования

22 июня день памяти иже во Святых отца нашего Кирилла, архиепископа Александрийскаго | Печать |

Святитель Кирилл, архиепископ Александрийский, происходил из знатной и благочестивой хри­стианской семьи и приходился по матери племянником известному Феофилу, архиепископу Александрий­скому (385 — 412). Он получил хоро­шее светское образование, глубоко изучил Священное Писание и приоб­рел опыт подвижника, прожив 6 лет в скиту святого Макария в Нитрийских горах. Архиепископ Феофил ру­коположил его в сан архидиакона и поручил ему произносить проповеди. По смерти архиепископа Феофила святой Кирилл был единогласно из­бран на патриарший престол Алек­сандрийской Церкви. За годы первосвятительства ему пришлось вести постоянную борьбу с нестроениями в церковной жизни. Сразу же по вступ­лении на кафедру святитель Кирилл был вынужден бороться с расколом новациан, которые фактически от­вергали таинство покаяния, считая, что человека, впавшего после креще­ния в тяжкий грех, не следует прини­мать в церковное общение, и только вторичное крещение будто бы может смыть такой грех. Раскол новациан возник в Риме в середине III века, и ко времени правления святого Ки­рилла они имели в Александрии многочисленных приверженцев во главе с епископом Феопемптом. Свя­титель Кирилл, убедившись в беспо­лезности увещания новациан, содей­ствовал их изгнанию из Александрии.

В борьбе с остатками язычества святитель Кирилл распорядился пе­ренести мощи святых мучеников Ки­ра и Иоанна (+311) в село Мануфин, вблизи Александрии, на место, где прежде было языческое капище. Здесь был воздвигнут христианский храм и засвидетельствованы впослед­ствии многочисленные чудесные ис­целения, совершавшиеся у мощей святых мучеников.

Упорную и долгую борьбу приш­лось выдержать святителю Кириллу с непримиримыми противниками хри­стианства из иудеев, которые имели многочисленные поселения в Алек­сандрии и ее окрестностях еще со времен Александра Македонского (IV в. до Р. X.). Александрийские иудеи проявляли большую актив­ность в борьбе с христианством, производили смуты и волнения. Во вре­мя одного из таких волнений была замучена знаменитая Ипатия, изве­стная своей образованностью и лю­бовью к наукам. Иудеи восстановили против святителя Кирилла правителя Александрии епарха Ореста, который предавал мучениям и даже смерти многих его приверженцев. Неоднок­ратно святитель Кирилл обращался с жалобами на несправедливость к им­ператору Феодосию Младшему (408 — 450). С большим трудом, спу­стя долгое время ему удалось достиг­нуть смещения епарха и изгнания иудеев из города.

Но более всего святитель Кирилл приобрел известность как защитник Православия в борьбе с возникшей в те годы ересью Нестория.

Несторий, пресвитер Антиохийской Церкви, в 428 году был избран на патриарший престол Константи­нополя. Он пользовался репутацией аскета и вообще человека добродетельного и твердого в Православии. Однако, став патриархом, Несторий начал проповедовать лжеучение о том, что во Христе Божество и чело­вечество соединены не ипостасно, следовательно, Дева Мария родила лишь человека Иисуса, в котором Божество обитало как в храме. Поэто­му Несторий особенно сильно восста­вал против наименования Пресвятой Девы Богородицей, утверждая, что ее следует называть Христородицей.

Святитель Кирилл весьма энер­гично выступил в защиту Православ­ного вероучения против ереси. Сна­чала он написал самому Несторию послание в доброжелательном тоне, побуждая отказаться от еретического заблуждения. Потом были написаны послания Константинопольскому клиру, императору Феодосию и его семье, Папе Римскому Целестину и другим Патриархам, а также посла­ния в некоторые монастыри.

Между тем Несторий стал подвер­гать открытому гонению православ­ных, а один из его сторонников, епископ Дорофей с церковного амво­на предал анафеме тех, кто называл Деву Марию Богородицей.

Из-за широкого распространения ереси Нестория император Феодосии был вынужден созвать в 431 году в Ефесе Третий Вселенский Собор. На Собор прибыло около 200 епископов, в том числе и святитель Кирилл с 50 епископами Египта. Несторий не соглашался на открытие Собора, ожидая епископа Иоанна Антиохийского и других 16 епископов Сирии. Однако Собор все же стал проводить свои заседания; председательствовал на нем святитель Кирилл. Лжеучение Нестория было рассмотрено и осужде­но. Однако Несторий не подчинился, он созвал свой лжесобор вместе с сирийскими епископами и на нем провозгласил святителя Кирилла «еретиком». Смута усиливалась. По доносу сторонников Нестория импе­ратор заключил в тюрьму святителя Кирилла и епископа Мемнона Эфесского, равно как и Нестория. Но вскоре справедливость восторжество­вала: святитель Кирилл был освобож­ден, а Нестория лишили сана и сослали в Ливийскую пустыню, где он через некоторое время скончался.

Перед смертью его язык, хулив­ший Матерь Божию, покрылся язва­ми и был изъеден червями.

Противоборствуя еретикам и от­крытым врагам Церкви, святитель Кирилл умел мудро и осторожно исправлять неправильные мнения тех, кто уклонялся от истины не по злому умыслу, а по своей простоте и недопониманию. Так, один старец в Нижнем Египте, подвижник высокой жизни, считал, что Мелхиседек, вет­хозаветный праведник, был Сын Божий.

Святитель Кирилл пригласил его к себе и, зная, что старец творит чудеса и Бог исполняет всякую прось­бу его, попросил его разрешить будто бы возникшее недоумение и помолиться Богу, чтобы Господь открыл ему, кто же Мелхиседек — Сын Бо­жий или простой человек. Старец помолился и через три дня Господь открыл ему истину.

Однако и сам святитель Кирилл не избежал неправых мнений и пог­решностей. Так, под влиянием своего дяди, архиепископа Феофила, про­тивника святителя Иоанна Златоу­ста, святитель Кирилл был долгое время предубежден против великого проповедника. Многие выдающиеся деятели Церкви того времени убеж­дали святителя Кирилла изменить свое неправое мнение. Преподобный Исидор Пелусиот (+ ок. 436 — 440; па­мять 4 февраля), в частности, писал: «Пристрастие недальновидно, а нена­висть вовсе ничего не видит. Посему, если желательно тебе быть чистым от того и другого недостатка, не произноси необдуманных приговоров, но подвергай деяния справедливому су­ду, потому что и Бог, Который знает все прежде, нежели придет исполне­ние, человеколюбиво благоволил сни­зойти с небес и видеть вопль содом­ский (Быт. 18, 20), научая нас делать все по точном исследовании». Святи­тель Кирилл был вразумлен свыше чудесным образом: во сне он увидел Божию Матерь, окруженную сонмом ангелов и святых, среди которых был и святитель Иоанн Златоуст. Когда святитель Кирилл захотел поклонить­ся Богородице, святитель Иоанн Зла­тоуст воспрепятствовал ему. Тогда Сама Царица Небесная стала хода­тайствовать перед святым Златоу­стом, чтобы он простил святителя Кирилла, согрешившего по неведе­нию. Святитель Иоанн во сне простил святителя Кирилла, который после сна раскаялся в недружелюбных чув­ствах к такому угоднику Божию.

Тридцать два года пробыл святи­тель Кирилл на Александрийской кафедре; за это время им было написано много произведении догма­тического характера. Таковы 5 книг против Нестория, «Сокровище», на­писанное против ереси ариан и евномиан, 2 произведения о Святой Тро­ице, о воплощении, против антропоморфитов. Из толкований на Священ­ное Писание наиболее известны тол­кование на Евангелие от Луки, на книги пророка Исайи и Песнь Пес­ней. Из нравоучительных творений святителя Кирилла широкое распро­странение получило «Слово об исходе души», помещенное в славянской «Следованной Псалтири».

 

Тропарь, глас 8:

Православия наставниче, / благочестия учите­лю и чистоты, / вселенный светильниче, / архиереов Богодухновенное удобрение, / Кирилле премудре, / ученьми твоими вся просветил еси, / цев­нице духовная, / моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак, глас 6:

Бездну нам учений богословия источил еси / яве от источник Спасовых, / ереси погружающую, блаженне Кирилле, / и стадо невредимо от тревол­нений спасающую, / странам бо всем наставник, преподобне, / яко Божественная являя.