Главная Святые 22 июня день памяти преподобнаго Александра, Куштскаго чудотворца
Получать свеЖие статьи:

Душеполезное слово

О прославлении святых угодников Божиих

Призывая или прославляя святых угодников Божиих, мы должны призывать или прославлять их всем сердцем, с горячностью души...

Подробнее ...

Хронология

< Июня 2010 >
П В С Ч П С В
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 23 24 25 26 27
28 29 30        
Пользователи : 8211
Статьи : 5672
Просмотры материалов : 7673174

Яндекс цитирования

22 июня день памяти преподобнаго Александра, Куштскаго чудотворца | Печать |

Преподобный Александр, игу­мен Куштский, родился 13 марта 1371 года в Вологде. Во Святом Крещении получил имя Алексий. В юно­шестве он навсегда оставил родной дом и, как странник, отправился в Спасо-Каменный монастырь — в то время прославленный духовный очаг на севере Руси. Смиренно просил он монахов проводить его к игумену Дионисию Святогорцу, известному своим благочестием и мудростью (грек по происхождению, он долгое время подвизался на Афоне).

В беседе с юношей, со слезами умолявшим настоятеля принять его в монастырь, Дионисий Святогорец не скрыл тех трудностей и искушений, которые предстоят иноку. Но юноша не отступил, и игумен принял его послушником.

Добровольно наложив на себя су­ровый пост и строгое молитвенное правило, Алексий с таким желанием выполнял все поручения, что вскоре заслужил любовь и глубокое уважение братии. Благочестивая жизнь молодого послушника побудила игу­мена Дионисия сократить время мо­настырского искуса, и уже через несколько месяцев после своего прихода Алексий был пострижен в мона­шество с именем Александр.

Не один год преподобный Алек­сандр провел в Спасо-Каменном мо­настыре, духовно укрепляясь под ру­ководством опытного старца. Здесь же он принял священный сан. Любовь и почитание окружавших искренне тяготили смиренную душу подвижни­ка, и, как ни тяжело ему было расставаться с игуменом и собратиями, однажды, после вечернего пра­вила, преподобный покинул мона­стырь.

Странствуя по окрестным лесам несколько дней, он остановился на безлюдном берегу реки Сянжемы, где надеялся оставаться в полном одино­честве. Но через некоторое время место его уединения было открыто. Жители близлежащих селений, изу­мленные подвижнической жизнью пустынника, стали приходить к нему, с благоговейным почтением относи­лись они к его подвигу. Смущенный отшельник вынужден был оставить Сянжему и направиться к берегам Кубенского озера, надеясь там найти более безлюдное место. В устье реки Кушты (в 45 верстах от Вологды) он неожиданно обнаружил келлию пре­подобного Евфимия (+ ок. 1470; па­мять 20 января), собрата и постриже­ника того же Спасо-Каменного мона­стыря.

Некоторое время подвижники провели в совместных молитвах и благочестивых беседах. От духовного взора преподобного Евфимия не ук­рылось, что его гостю пришлось по душе место на Куште, и когда препо­добный Александр смиренно предло­жил обменяться келлиями, то он с радостью согласился, принимая это желание брата за указание Промысла Божия. После взаимных благослове­ний пустынники расстались, и быв­ший Сянжемский, а теперь Куштский подвижник продолжил свои под­виги в одиночестве.

Через некоторое время на Кушту прибыл монашествующий старец. Преподобный Александр предложил ему совместное пустынножительство. Когда же через пять лег к ним присоединился третий собрат, препо­добный отправился в Ростов Великий за архипастырским благословением на строительство храма.

Архиепископ Ростовский Диони­сий Святогорец, бывший игумен Спа­со-Каменного монастыря, управляв­ший в последние годы своей жизни Ростовской епархией (1418 — 1425), благословил своего постриженика и снабдил его всем необходимым для богослужения.

Вернувшись, преподобный Алек­сандр сразу приступил к сооружению деревянного храма в честь Успения Пресвятой Богородицы. К тому вре­мени относится его знакомство с владевшим этими землями князем Дмитрием Васильевичем Заозерским, благотворительность которого помогла скорому устроению иноче­ской обители. После кончины князя, павшего в сражении с татаро-монголами в 1380 году, его супруга княгиня Мария, еще ранее передав­шая в дар для нового храма иконы и напрестольное Евангелие, усилила свое попечение к монастырю. Глубоко почитая святого старца за его благочестивую жизнь и зная о его много­численных хозяйственных заботах, она стремилась поддержать силы пре­подобного и присылала ему разнооб­разную пищу. Но и в игуменстве подвижник не изменял своим строгим правилам: пребывая в сугубом посте, он все раздавал больным и нищим. «Знаете ли, любимцы мои,— говорил он братии,— что подобает нам многи­ми скорбями войти в Царство Небес­ное?»

Северные пределы Руси в те вре­мена неоднократно подвергались опу­стошительным набегам ордынских отрядов. Однажды четверо из них достигли Куштского монастыря. Спо­койно встретил их преподобный. Осе­ненные крестам, они пали без чувств, и только, когда игумен молитвенно призвал Имя Святой Троицы, приш­ли в себя и в страхе бежали, потрясен­ные чудесной силой и милосердием старца.

Жизнеописатель преподобного рассказывает, что однажды был соб­ран урожай пшеницы, посеянной тру­дами игумена и братии. Некий кре­стьянин, не видя никого вокруг, ре­шил украсть мешок зерна. Но от алчности взял слишком много и пото­му никак не мог поднять свою ношу. Именно в этот момент и застал его преподобный Александр. «Напрасно ты, сын мой, поднимаешь не по силам»,— только и сказал он. Эти кроткие слова вызвали искреннее раскаяние вора, и он пал со слезами к ногам старца. Преподобный после отеческого наставления отпустил его. Устыдившийся крестьянин легко под­нял прежде неподъемную ношу и ушел, благодаря Бога. Предчувствуя близость своей кон­чины, святой старец созвал братию и преподал им свое духовное завеща­ние. Препоручив обитель заступниче­ству Господа Бога и Пречистой Его Матери, он заповедал построить храм во имя святителя Николая Чудотвор­ца, что и было впоследствии исполне­но братией вскоре после смерти игумена.

9 июня 1439 года в возрасте 68 лет преподобный Александр тихо преставился и был погребен в осно­ванной им обители. Через год над его могилой выросло деревце рябины. Каждый праздник Успения Пресвя­той Богородицы к монастырю стека­лось множество богомольцев. Один мальчик, по имени Матфей, ради забавы отломал ветку от рябины и рука его тотчас распухла. Когда родители поняли причину его внезап­ной болезни, они немедленно привели мальчика к могиле преподобного, и по их молитве к святому ребенок тут же получил исцеление. С тех пор многие по вере получали облегчения от своих недугов, собирая целебные ягоды.

В древнем рукописном житии пре­подобного Александра содержится за­пись многочисленных чудес, совер­шившихся при его гробе. Особенно прославился святой Александр чудес­ной помощью больным, одержимым различными душевными болезнями.

В построенном по завещанию игу­мена храме многие видели преподоб­ного Александра вместе со святите­лем Николаем молящимися и кадя­щими храм. Служба святому составлена около 1575 года. В 1764 году монастырь был упразднен, и Николь­ский храм, где были погребены под спудом мощи преподобного Алексан­дра, превращен в приходской.

 

Тропарь, глас 4:

Иже плотским дебельством Богови работати изволи, / в пустыню вселився, / в нейже многи­ми поты и труды / безтелеснаго равноангельнаго пребывания возможе достигнути, / таже от Бога узрен быв, / сподобися великих чудес в жизни и по преставлении, / на нечистыя духи силу восприим, / изгониши от приходящих к тебе с верою, / темже, отче Александре, / за вся ны моли, / спастися душам нашим.

Ин тропарь, глас 8:

Во плоти, яко Ангел, на земли подвизася, / желанием духовным в пустыню вселися / и, со зверьми живый, весь Христови быв, / Тому невоз­вратно шествовал еси, ведом к Небеси, / последуя Божественным стезям, отче блаженне Алексан­дре, / яко чуден, чудеса источавши / и отгонявши недуги к тебе приходящих с верою, / но яко имея дерзновение ко Господу, / поминай нас, чтущих честную память твою.

Ин кондак, глас 6.

Пустынный жителю, / опустевшая ны от благо­творных помышлений вражиими прилогми, / презельным твоим к Богу молением сердца наша очисти, / яко да благодарственно вопием ти: / радуйся, яко земным пустынножительствием, Александре, / дошед Небеснаго Царствия.

Кондак, глас 8.

Иже земная оставль, / в пустыню вселився, / Христовым стопам последовал еси, тепле, / и Того, славне, на раму своею честный крест взем, / умертвил еси плоти взыграния / труды постниче­скими и желанием духовным, всеблаженне, / темже зовем ти: / радуйся, Александре, пустынный жителю.