Главная Святые 22 мая день памяти Святаго пророка Исаии, и святаго мученика Христофора
Получать свеЖие статьи:

Душеполезное слово

О прославлении святых угодников Божиих

Призывая или прославляя святых угодников Божиих, мы должны призывать или прославлять их всем сердцем, с горячностью души...

Подробнее ...

Хронология

< Мая 2010 >
П В С Ч П С В
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 23
24 25 26 27 28 29 30
31            
Пользователи : 8189
Статьи : 5629
Просмотры материалов : 7483327

Яндекс цитирования

22 мая день памяти Святаго пророка Исаии, и святаго мученика Христофора | Печать |

Святой пророк Исайя вместе с пророками Иеремией, Иезекиилем и Даниилом относится к числу четырех великих ветхозаветных пророков. Священное Писание свидетельствует о нем: «Пророк Исайя — великий и верный в видениях своих. В его дни солнце отступило назад, и он прибавил жизни Царю. Великим духом своим он провидел отдаленное будущее и Утешал сетующих в Сионе; до века возвещал он будущее и сокровенное, прежде нежели оно исполнилось» (Сир. 48, 25—28). Вследствие особой ясности его пророчеств о Мессии и о Его Царстве святые отцы (блаженный Иероним, блаженный Августин) называют его ветхозаветным апостолом и евангелистом. «Мне кажется,— пишет святой Кирилл Александрийский, — что блаженный пророк Исайя не только обладал в высшей степени благодатью пророчества, но и преимуществами апостольскими. Ибо он — пророк и вместе апостол; и изречениям его пророческого писания нельзя отказать в ясности евангельской проповеди».

Пророк Исайя родился около 780 года до Рождества Христова. Отец его Амос был, вероятнее всего, сыном Иоаса и братом Амассии, царей Иудейских (4 Цар., 12—14). Соответственно этому пророк Исайя получил хорошее образование и в течение всей своей жизни оказывал немалое влияние на государственные дела. По благодати Божией он был призван к пророческому служению в год смерти царя Озии (Азарии) в 758 году и пророчествовал около 60 лет при четырех последующих иудейских царях — Иоафаме, Ахазе, Езекии и Манассии.

Начало его служения было ознаме­новано следующим видением: он ви­дел Господа Бога, сидящего в величе­ственном небесном храме на высоком престоле. Его окружали шестикрылатые Серафимы. Двумя крылами они закрывали лица свои, двумя прикры­вали ноги и двумя летали, взывая друг ко другу: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна Славы Его!» (Ис. 6, 1—3). Столпы храма небесного потрясались от их восклицаний, и дом наполнился благоуханием фимиама. Пророк в ужасе воскликнул: «Горе мне! погиб я! ибо человек с нечистыми устами и живу среди народа также с нечисты­ми устами, и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа!» (Ис. 6,5). Тогда послан был к нему один из Серафи­мов, имевший в руке раскаленный уголь, который он взял клещами от алтаря Господня. Он прикоснулся к устам пророка Исайи и сказал: «Вот, я прикоснулся к твоим устам и отымет Господь беззакония твои и грехи твои очистит». После этого услышал Исайя голос Господа, обра­щенный к нему: «Кого пошлю и кто пойдет к иудеям, кто пойдет для Нас?». Исайя отвечал: «Вот я, пошли меня, Господи, я пойду». И послал его Господь к иудеям убеждать их обра­титься от путей нечестия и идолопок­лонства и принести покаяние. Тем, которые покаются и обратятся к Ис­тинному Богу, Господь обещал ми­лость и прощение, а упорным пред­назначены кары и казни Божий. Тогда Исайя спросил Господа, долго ли продолжится отступление иудей­ского народа от Бога. Господь отве­чал: «До тех пор, пока не запустеют города, не будет людей в домах и эта земля не сделается пустыней. Впро­чем, когда срубят дерево, то от пня его идут новые побеги, так и по истреблении народа останется святой остаток, от которого возникнет новое племя».

В религиозно-нравственном состо­янии иудейского народа в то время были значительные колебания — от некоторого подъема благочестия до полного развращения и уклонения в идолопоклонство. Соответственно, и пророческие речи святого Исайи то содержат грозные обличения, то пол­ны любви и сострадания (Ис. 1 —12; 24—35). В царствование Ахаза нече­стие дошло до крайней степени, когда храм был закрыт, огонь на жертвен­нике погашен, а царь вместе с наро­дом поклонялся финикийскому язы­ческому божеству Молоху. Обличая царя за его нравственную развращен­ность, святой пророк Йсаия не оста­вил его без утешения. В минуту крайней опасности для страны, когда Иерусалиму угрожали войска Сирии и Самарии, пророк Исайя успокаивал Ахаза тем, что род Давида сохранит­ся до пришествия Мессии, и изрек знаменитое пророчество о рождении Спасителя от Девы. «Се Дева во чреве приимет и родит Сына и нарекут имя Ему Эммануил» (Ис. 7, 14).

При царе Езекии, отличавшемся глубоким и искренним благочестием, пророк Исайя стал советником и близким другом царя. Под его руко­водством образовалась пророческая школа, призванная служить делу ду­ховно-нравственного просвещения народа. Благодаря влиянию пророка Исайи, Езекия восстановил храмовое богослужение (2 Пар. 29, 3 — 36), уничтожил остатки идолопоклонства (4 Цар. 18, 4). При Езекии особенно ярко проявилась сила молитвы свято­го пророка Исайи. Так, по его заступ­ничеству ангел истребил в одну ночь 185 тысяч воинов армии ассирийско­го царя Сеннахирима, угрожавшего захватить Иерусалим (4 Цар. 18—19; 2 Пар. 32, 20). Когда царю Езекии угрожала смертельная болезнь и он молился Богу о выздоровлении, про­рок Исайя возвестил царю, что он проживет еще 15 лет и что Господь дает ему знамение в свидетельство исполнения его просьбы — солнечная тень возвратится на десять ступеней назад (4 Цар. 20, 8—11).

При преемнике Езекии — царе Манассии святой пророк Исайя пре­терпел мученическую кончину. Он обличал царя и его вельмож за их нечестие, за это Манассия преследо­вал его. Пророк скрылся, по преда­нию, от преследований царя в дупле большого дуба, но был обнаружен и вместе с дубом перепилен деревянной пилой. Блаженный Иероним слова апостола Павла «претрени быша» (Евр. 11, 37) относит именно к страда­нию святого пророка Исайи, а богос­лужебные тексты называют его «пророкомучеником» (кондак святого).

Живя на земле, не чуждаясь се­мейной жизни, деятельно участвуя в государственных делах, в судьбах своего народа, пророк Йсаия духом был весь устремлен к жизни .иного Небесного отечества, к созерцанию тайн Горнего мира. Его пророчества по глубине и возвышенности, можно сказать, проникнуты духом Нового Завета. Так, в своем видении Бога, когда Господь призвал его к пророче­скому служению (Ис. 6), Ему, несом­ненно, была открыта тайна Пресвя­той Троицы (Ис. 6, 3 и Ин. 12, 40—41, Деян. 28, 25—26). В его проро­чествах много родственного с тайнозрителем Нового Завета — апос­толом Иоанном Богословом. Это и высокое понятие о Божественной любви к человеку, превышающей материнскую любовь (Ис. 49, 15; 66, 13), и необыкновенно ясные пророчества о Мессии (Ис. 7, 14; 9, 6; 11, 1), с которыми созвучны апостольские сло­ва: «Мы видели славу Его, славу как Единородного от Отца» (Ин. 1, 14). Это и особенно проникновенное изображение страданий Мессии (Ис. 52, 53)—как будто пророк Исайя был вместе с Иоанном Богословом у под­ножия Креста Господня. Наконец, когда святой пророк Исайя описывает будущее царство Мессии, то сходство с Откровением апостола Иоанна Богослова доходит до совпадения в выражениях — (Откр. 3, 7 — Ис. 22, 22; Откр. 7, 16 —Ис. 49, 10; Откр. 21, 1 —Ис. 65,17; Откр. 21, 2 —Ис. 52,1; 54, 5).

Новозаветный характер книги пророка Исайи свидетельствуется также и тем, что Сам Спаситель и его Ученики особенно часто упоминали именно его пророчества, а также тем, что эта книга широко употребляется в Богослужении Православной Церкви: молитвы священника на проскомидии, песнопения на Литур­гии, паремии в навечерие Рождества Христова, Богоявления, на Великий четверг, Великую пятницу; во время святой Четыредесятницы читается почти вся книга пророка Исайи. Сердцу каждого христианина понят­ны и близки слова из этой книги: «Ищите Господа, когда можно найти Его, призывайте Его, когда Он близ­ко» (Ис. 55, 6).

Святой пророк Исайя был погре­бен недалеко от известного Силоамского источника. Впоследствии мощи святого пророка Исайи были перене­сены царем Феодосием Младшим в Константинополь и положены в хра­ме святого Лаврентия во Влахерне. В настоящее время часть главы свя­того пророка Исайи хранится на Афоне в Хилендарском монастыре.

О времени и событиях, происхо­дивших при жизни пророка Исайи, повествуется в 4-й книге Царств (гл. 16, 17, 19, 20, 23 и др.), а также во 2-й книге Паралипоменон (гл. 26— 32).

Святой мученик Христофор жил в III веке и пострадал около 250 года, при императоре Декии (249 —251). О жизни и чудесах его существует много различных сказа­ний, память его чтится и в Восточной, и в Западной Церквах. (Память му­ченика Христофора особенно чтится в Испании, где к его молитвам прибегают при заразных болезнях.) О происхождении его в источниках го­ворится по-разному. По одним источникам — он происходил из хананеев, по другим — киноцефалов.

Святой Христофор был человеком высокого роста и необычайной силы, лицо же его было зверообразно. По преданию, святой Христофор перво­начально имел красивую наружность, но, желая избегнуть соблазнов для себя и окружающих, просил Господа дать ему безобразное лицо, что и исполнилось. До своего Крещения он носил имя Репрев (негодный), что было связано с его обезображенной внешностью. Еще до Крещения Репрев исповедовал веру во Христа и обличал тех, кто преследовал христи­ан. За это он однажды был избит неким Вакхом и принял побои со смирением. Вскоре после этого были присланы 200 воинов, чтобы приве­сти его, известного силача, к импера­тору Декгао. Репрев подчинился без сопротивления. В пути произошли чудеса: сухая трость в руке святого расцвела, по молитве его умножились хлебы, которых недоставало у путни­ков, подобно умножению хлебов Спа­сителем в пустыне. Воины, сопровож­давшие Репрев а, были поражены чудесами, уверовали во Христа и вместе с Репревом были крещены антиохийским епископом Вавилой.

Когда святой Христофор был при­веден к императору, тот ужаснулся его наружности и решил заставить его отречься от Христа не насилием, а хитростью. Он призвал двух женщин-блудниц, Каллиникию и Акилину, приказал им склонить Христофора к отречению от Христа и добиться согласия его принести жертву идо­лам. Но женщины были сами обраще­ны святым Христофором к вере во Христа и, вернувшись к императору, объявили себя христианками, за что были подвергнуты жестоким истяза­ниям и скончались мученицами. Декий приговорил к казни также пос­ланных за святым Христофором во­инов, которые уверовали во Христа. Император приказал бросить мучени­ка в медный раскаленный ящик. Однако святой Христофор не испыты­вал страданий и остался невредим. После многих жестоких истязаний святому мученику отсекли голову мечом. Это произошло в 250 году в Ликии. Своими чудесами святой му­ченик Христофор обратил ко Христу до 50 тысяч язычников, о чем свиде­тельствует святой Амвросий. Впос­ледствии мощи святого Христофора были перенесены в Толедо, а позднее — в аббатство Сен-Дени.

 

Тропарь, глас 2:

Пророка Твоего Исаии память, Господи, празднующее, / тем Тя молим: / спаси души наша.

Другий тропарь мученика, глас 4:

Одеждами от кровей украшаяся, / Господеви предстоиши, Царю сил, Христофоре приснопамятне, / отонудуже со Безплотными и мученики поеши / трисвятым и страшным сладкопением. / Темже молитвами твоими спасай стадо твое.

Кондак мученика, глас 2:

Свыше, премудре, звание приял еси, / Христу тезоименит быв, Христофоре славне, / мучени­ком Божественная доброто. / С ними же всегда моли / согрешений разрешение даровати нам.

Кондак, глас 2.

Пророчества дарование прием, пророкомучениче, Исаие Богопроповедниче, / всем изъяснил еси вочеловечение Господне, / возгласив велеглас­но концем: / се Дева во чреве приимет.