Главная Святые 27 апреля день памяти Святых мученик Антония, Иоанна и Евстрафия, в Вильне пострадавших
Получать свеЖие статьи:

Душеполезное слово

Быть участником блаженства

Отныне, во время краткой земной жизни, которую Писание не назвало даже жизнию, а странствованием, познакомься со святыми. Ты хочешь принадлежать на небе к их обществу, хочешь быть участником их блаженства? Отныне поступи в общение с ними...

Подробнее ...

Хронология

< Апреля 2010 >
П В С Ч П С В
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 28 29 30    
Пользователи : 7104
Статьи : 5313
Просмотры материалов : 6427385

Яндекс цитирования

27 апреля день памяти Святых мученик Антония, Иоанна и Евстрафия, в Вильне пострадавших | Печать |

Святые мученики Антоний, Иоанн и Евстафий Виленские, Литовские служили при дворе вели­кого князя Литовского Ольгерда (1345 — 1377). Житейские расчеты подвигнули Ольгерда принять хри­стианство для того, чтобы, женив­шись на православной Витебской княжне Марии Ярославне (+1346), расширить свои владения. Поначалу князь покровительствовал православ­ной вере: он разрешил духовнику княгини Марии священнику Нестору проповедовать в языческой Литве православие, позволил выстроить несколько храмов — два в Витебске и один в Вильне (ныне Вильнюс) во имя святой мученицы Параскевы. Отец Нестор обратил несколько придвор­ных литовцев-язычников в правосла­вие. Среди них были два брата из местной знати — Нежило и Кумец, названные во святом Крещении Ан­тонием и Иоанном.

После смерти супруги, Ольгерд, под давлением ли­товских языческих жрецов, имевших большое влияние на народ, отказался от христианства и вновь стал покло­няться идолам. Святые Антоний и Иоанн продолжали соблюдать все христианские обычаи, в частности не ели скоромной пищи в постные дни. Жрецам не трудно было обнаружить, что братья исповедуют Христову веру. Они стали требовать, чтобы вели­кий князь Литовский наказал святых Антония и Иоанна. Ольгерд боялся, что если он не накажет своих слуг, то может лишиться престола. Он стал уговаривать Антония и Иоанна отка­заться от христианства или хотя бы внешне показать себя язычниками — принять в постный день мясную пищу. Братья не изменили своей вере и отказались нарушить предписания Церкви. Тогда раздраженный князь приказал бросить их в темницу. Це­лый год томились братья в неволе. Младший из братьев, святой Анто­ний, мужественно и терпеливо пере­носил страдания, а старший, Иоанн, не выдержал испытаний. Он стал ос­лабевать физически и духовно. Втай­не от брата Иоанн объявил Ольгерду, что готов подчиниться его воле, лишь бы ему возвратили свободу. Обрадованный отступничеством узника, князь освободил не только Иоанна, но и святого Антония, назначив их вид­ными сановниками при дворе. Иоанн, хотя внешне и исполнял языческие обряды и обычаи, но в сердце своем оставался христианином. Святой Ан­тоний же всем своим образом жизни открыто исповедовал Православие. Брата своего укорял за малодушие и трусость, призывал его покаяться и уговаривал, не страшась мучений, вновь открыто исповедовать Имя Христово. Однажды к княжескому столу, куда были приглашены и свя­тые братья, было подано мясное блю­до. Иоанн, хотя был постный день, из боязни мучений не решился отвер­гнуть скоромную пищу и ел ее вместе со всеми. Антоний же, открыто испо­ведуя себя христианином, отказался от мяса. Разгневанный князь вновь бросил святого Антония в темницу. Отрекшийся брат остался на свободе, но с ним, как с предателем, перестали общаться не только христиане, но и язычники. Иоанн осознал свой тяж­кий грех и стал со слезами каяться в своем малодушии. Он обратился к священнику Нестору с просьбой о ходатайстве за него перед братом, чтобы тот простил его грех и разре­шил общение с ним. Святой Антоний ответил, что братские отношения у них могут быть только в том случае, если он открыто начнет исповедовать веру в Господа Иисуса Христа. Чтобы исполнить волю брата, Иоанн искал удобного случая объявить себя хри­стианином. Как-то раз, прислуживая князю Ольгерду в бане, святой Иоанн возвестил ему о своем примирении с Церковью. Князь, вопреки ожидани­ям, не разгневался на него, так как разговор происходил без свидетелей. Тогда святой Иоанн решил сообщить об этом всем. В удобное время, когда князя окружа­ла многочисленная толпа придворных, святой Иоанн громко объявил себя хри­стианином. Это привело Ольгерда и всех присутствующих в такую ярость, что они тут же стали жесто­ко избивать исповедника, после чего, по приказанию князя, он был ввержен в ту же темницу, в которой то­мился его брат святой Ан­тоний. С радостью встре­тились братья-мученики, прославляя Бога. В тот же день они сподобились при­частиться Святых Тайн у священника Нестора. Тол­пы людей приходили к тем­нице, чтобы увидеть бес­страшных исповедников. Сила проповедуемой ими истины, их непреклонная вера и твердость духа в тяжких условиях заточения настолько поражали народ, что многие прини­мали Святое Крещение. Языческие жрецы, видя это, чрезвычайно встре­вожились. Они стали требовать от Ольгерда, чтобы тот предал святых братьев смерти и таким образом пресек быстро распространявшуюся в народе веру во Христа. Великий князь уступил требованию язычников, но сначала решил казнить одного свято­го Антония, надеясь, что святой Иоанн снова отречется от христиан­ства. Всю ночь перед казнью провел святой Антоний в молитве, благодаря Бога за ниспосланный ему мучениче­ский венец и прося Его укрепить брата в ожидаемых им тяжких испытаниях. Он предвидел скорую кончину святого Иоанна и советовал ему не отступать от веры и безбоязненно переносить страдания. Утром 14 апреля 1347 года оба святых мученика причастились Святых Тайн, затем святого Антония повели на казнь. Язычники повесили его на дубе.

Святой же Иоанн по-прежнему был тверд и непреклонен в христиан­ской вере, по-прежнему продолжал проповедовать народу, стекавшемуся к темнице. Обозленные язычники зверски расправились с ним. 24 апре­ля 1347 года они сначала удавили его, затем мертвого повесили на том же дубе, как и предсказывал перед смертью святой Антоний. Тела свя­тых мучеников были с честью погре­бены верующими христианами в хра­ме во имя Святителя Николая Чудот­ворца. Мученическая смерть святых Антония и Иоанна принесла благо­датный духовный плод. Родственник святых братьев Круглец, так же как и они, придворный князя Ольгерда, потрясенный стойкостью мучеников, принял Святое Крещение от священ­ника Нестора с именем Евстафий. Он был молод, красив, выделялся муже­ством и храбростью, но еще более умом и душевной добротой. После крещения Евстафий стал вести ис­тинно христианский образ жизни, исполняя все уставы Православной Церкви. Однажды великий князь, который очень любил своего молодого придворного, заметил, что тот отра­стил себе волосы. На вопрос Ольгер­да, не христианин ли он, Евстафий открыто исповедал себя христиани­ном. Такое признание привело князя в ярость. Желая отвратить исповед­ника от Христовой веры, он стал принуждать святого Евстафия съесть мясо. Это было в пятницу Рожде­ственского поста. Святой мученик отказался. Тогда Ольгерд приказал бить юношу железными палками. Но святой Евстафий переносил эти му­чения мужественно и молча, он толь­ко славословил и благодарил Бога за то, что Он удостоил его пострадать за Свое Святое Имя. Ожесточенный князь приказал вывести обнаженного святого Евстафия на сильный мороз и лить в его уста ледяную воду. От этой пытки тело страдальца посинело от холода, временами останавливалось дыхание, но он и это мучение вынес с Божией помощью. Ольгерд в бешен­стве повелел раздробить ему кости ног от подошвы до колен, сорвать с головы вместе с кожей волосы, отре­зать уши и нос. Так мучили святого три дня. Святой Евстафий утешал христиан, плакавших при виде его мучений: «Не плачьте обо мне, бра­тия, что разрушается это земное жилище моей души, потому что вско­ре я надеюсь получить для нее у Господа обитель нерукотворенную на Небесах». Видя, что никакие муче­ния не могут заставить святого Евста­фия отречься от христианства, Оль­герд осудил его на казнь. Святой мученик, несмотря на то, что его ноги были раздроблены, укрепляемый по­мощью Божией, шел на место казни так бодро, что мучители, ведшие его, едва успевали за ним, изумляясь яв­ному чуду. 13 декабря 1347 года свя­той Евстафий был мучим и повешен на том же дубе, что и его родственни­ки святые Антоний и Иоанн. Его честное тело было оставлено на дере­ве близко от земли, чтобы его могли съесть хищные звери и птицы, но ни один зверь, ни одна птица не могли приблизиться к телу: облачный столп защищал его от хищников. Через три дня останки святого Евстафия были погребены в Никольском храме, ря­дом с телами святых братьев Антония и Иоанна. На том месте, где раньше рос дуб, впоследствии был воздвигнут храм во Имя Пресвятой Троицы. Во время перенесения тел святых стра­стотерпцев в этот храм были обрете­ны нетленными их мощи, от которых совершались чудеса и исцеления. По просьбе православных литовцев, свя­титель Алексий, митрополит Москов­ский (+ 1378: память 12 февраля), обратился к Константинопольскому Патриарху Филофею (1354 — 1355, 1362 — 1376) с тем, чтобы он благосло­вил причислить мучеников к лику святых. О том, что Патриарх очень скоро исполнил просьбу русских, гово­рит тот факт, что уже в 1364 году он прислал Преподобному Сергию Радо­нежскому (+ 1392; память 25 сентября) крест с мощами святых Антония, Иоанна и Евстафия.

Подвиг святых мучеников имел великое значение для всей Литвы. Сам князь Ольгерд не только возвра­тился к христианской вере, но в конце жизни принял иночество. Все его 12 сыновей были христианами. К концу XIV века половина жителей Вильны исповедовали Православие. Впослед­ствии, на протяжении столетий, мощи святых страстотерпцев Антония, Иоанна и Евстафия не только прос­лавлялись чудесами, исходившими от них, но и претерпели много испы­таний. Был период, когда мощи свя­тых мучеников были сокрыты в скле­пе и хранились там более ста пятиде­сяти лет. В 1826 году они были вновь освидетельствованы православными архиереями и открыты для всех, желающих поклониться святым угод­никам   Божиим.   В   1915   году,   при наступлении немцев, эти святыни, как самые драгоценные реликвии Православия в Прибалтийском крае, были взяты в Москву. В памяти верующих Вильнюса и по сей день живут грустные воспоминания о про­щании   со   святыми   мучениками   и радостные о торжественной встрече мощей святых Антония, Иоанна и Евстафия в 1946 году в Виленском Свято-Духовом монастыре. Дата их возвращения — 13 (26) июля с тех пор ежегодно торжественно отмечается в этом монастыре.

 

Тропарь, глас 4:

Иже земных чести и славы отвергшеся, / доблии и честнии страдальцы, / веры ради крепко и мужественно муки претерпесте, / на смерть себе вдавше за Живот всех — Владыку. / Темже и Хри­стос преславно столпом облачным / с Небесе вас озари / и почестьми и венцы от Престола славы венча. / Со Ангелы Тому предстояще, / молите спастися душам нашим.

 

Ин тропарь, глас тойже:

От корене неплодна, преблаженнии, / возрастивше Православныя веры ветви, / первомучеником тезоименитии явистеся: / злаго бо и нечестиваго князя ярости не убоястеся, / повелевающа Христа отрещися. / Сего ради мученическия вен­цы приемше / и со Ангелы Престолу Владычню предстояще, / о нас молитеся, преблаженнии, / православно чтущих святую память вашу.

 

Кондак, глас 3.

Отеческую прелесть оставльше, святии, / приведостеся Христови, / всем души усердием стасте мужемудренно до смерти. / Темже и взясте победы почесть воистинну, / о всех Владыку нашего непрестанно моляще.

 

Молитва

Святии мученицы Антоние, Иоанне и Евстафие! Призрите с Небеснаго чертога на требующих вашей помощи и не отвергните прошений наших, но, яко приснии благодетели и ходатаи наши, молите Христа Бога, да, Человеколюбив и Много­милостив Сый, сохранит нас от всякаго лютаго обстояния: от труса, потопа, огня, меча, наше­ствия иноплеменников и междоусобныя брани. Да не осудит нас, грешных, по беззакониям нашим, и да не во зло обратим благая, даруемая нам от Всещедраго Бога, но во славу Святаго Имени Его и в прославление крепкаго вашего заступления. Да молитвами вашими даст нам Господь мир помыслов, воздержание от пагубных страстей и от всякия скверны и да укрепит во всем мире Свою Единую Святую Соборную и Апостольскую Цер­ковь, юже стяжал есть Честною Своею Кровию. Молитеся прилежно, святии мученицы, да утвер­дит Христос Бог во святей Своей Православней Церкви живый дух правыя веры и благочестия, да вси члены ея, чистии от суемудрия и суеверия, духом и истиною покланяются Ему и усердно пекутся о соблюдении Его заповедей, да мы вси в мире и благочестии поживем в настоящем веце и достигнем блаженныя вечныя жизни на Небеси благодатию Господа нашего Иисуса Христа, Емуже подобает всякая слава, честь и держава со Отцем и Святым Духом, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.