Главная Святые 27 мая день памяти Преподобнаго Никиты, затворника Печерскаго, епископа Новгородскаго
Получать свеЖие статьи:

Душеполезное слово

Жить по примеру

Чтобы стяжать себе хотя малую крупицу этого многоценного в очах Божиих золота, нам должно чаще переноситься мыслию и сердцем в те давние времена, когда жили святые угодники Божии, подобные Богоносному Сергию, чтобы привитать духом около избранников благодати и поучаться у них Христоподражательному смирению...

Подробнее ...

Хронология

< Мая 2010 >
П В С Ч П С В
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 28 29 30
31            
Пользователи : 8211
Статьи : 5671
Просмотры материалов : 7617968

Яндекс цитирования

27 мая день памяти Преподобнаго Никиты, затворника Печерскаго, епископа Новгородскаго | Печать |

Святитель Никита, епископ Новгородский, родом киевлянин, — один из первых пострижеников Киево-Печерской обители. Он подвизал­ся там при преподобном игумене Никоне (1078—1088). В молодости инок Никита, желая прославиться среди монахов, стал просить игумена благословить его жить в затворе. Провидя, что Никита желает уедине­ния по тщеславию, преподобный Ни­кон не благословил его. Но ни вразум­ление игумена, ни опыт преподобного Исаакия, в молодости самовольно затворившегося в келлии и по неопытности впавшего в духовную пре­лесть, не остановили жаждущего под­вигов, но самоуверенного инока: он ушел в затвор.

Не прошло и года, как Никита подвергся искушению. Однажды во время молитвы он услышал голос, молившийся вместе с ним, и ощутил некое благоухание. Затем ему явился диавол в образе светлого ангела, которого Никита принял за посланни­ка Божия. Мнимый ангел повелел затворнику не молиться, а читать книги Ветхого Завета и поучать народ, и при этом обещал молиться вместо Никиты.

В скором времени Никита столь усовершенствовался в изучении Ветхого Завета, что знал его наизусть. По внушению искусителя он стал проро­чествовать. Так, Никита сообщил князю Изяславу об убийстве Новго­родского князя Глеба Святослави­ча. Действительно, вскоре пришла весть, подтвердившая его слова. В летописях сообщается, что князь Глеб был убит 30 мая 1079 года. Так как пророчества Никиты с удивительной точностью исполнялись, то вскоре слава о нем распространилась повсе­местно. Многие стали приходить к нему для беседы. Это убеждало за­творника в правильности избранного им пути. О молитве же и покаянии Никита и не помышлял.

Он часто беседовал о Священном Писании Ветхого Завета, но избегал даже упоминаний имени Господа Иисуса Христа, избегал разговоров о Святом Евангелии. Узнав об этом, святые отцы Киево-Печерской Лавры поняли, что инок находится в опас­ном состоянии духовной прелести. Они не оставили в беде своего собра­та. Преподобные отцы пришли к Никите и по их молитвам к Богу инок был избавлен от греховной прелести. После этого старцы хотели побеседо­вать с Никитой о Священном Писа­нии, но оказалось, что самовольный затворник не только ни слова не помнит из Ветхого Завета, но даже читать не умеет, так что отцам пришлось заново учить его грамоте.

Раскаяние Никиты было искрен­ним и глубоким, он полностью поко­рил себя воле старцев, стал вести строгую, воздержную жизнь. Много лет Никита оплакивал свой грех и нес подвиг смиренного послушания. Со­вершенствуясь в добродетелях, он достиг высокой духовной мудрости, стал одним из наиболее строгих под­вижников Киево-Печерского мона­стыря. В Печерском Патерике гово­рится, что он «исповеда грех свой и плакася о том горько, дав себе в великое воздержание и послушание, восприем чистое и смиренное житие, яко превзыти ему всех добродете-лию».

В 1096 году преподобный Никита был возведен митрополитом Киев­ским Ефремом (вторая половина XI в.) в епископский сан и назначен на кафедру Великого Новгорода. В «Росписи, или кратком летописце Новгородских владык» святитель Ни­кита значится шестым Новгородским епископом.

Со времени епископской хирото­нии труды святого Никиты умножи­лись, а подвиги, которые он совершал в обители, возросли. «Он же паству приим и различными добротами себе наипаче украси, имея бо в себе молчания корень, воздержания ветвь, пощения, цвет, смирения плод, любо-вию украшен, милостынею совершен, чистотою, и целомудрием, и правдою от обоюду, аки стенами, огражден и всеми благими нравы по многу изоби­лен». Предметом особых забот святи­теля Никиты была миссионерская деятельность по утверждению хри­стианства, распространению и под­держанию благочестия в епархии. В течение двенадцатилетнего архи­ерейского служения он был для своей паствы примером добродетельной жизни. В Похвальном слове святите­лю Никите говорится, что он тайно подавал милостыни бедным, испол­няя слово Божие: «...Когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы ми­лостыня твоя была втайне...» (Мф. 6, 3—4).

Святитель Никита был усердным молитвенником и ходатаем за свою паству. Летописи сохранили свиде тельства о двух случаях чудесного спасения Новгорода от бедствий: в 1097 году святитель Никита своей молитвой угасил пожар, истребляв­ший город, а в другой раз, во время губительной засухи, низвел дождь. Очевидно, поэтому он почитается верующими как защитник от пожа­ров и покровитель земледелия. Изве­стно также, что святитель Никита чтился и как защитник Отечества, покровитель воинов. Летописец, рассказывая о походе Новгородского кня­зя Мстислава и о его победах, замеча­ет, что Мстислав вернулся «в град свой молитвами преподобного Ники­ты, епископа Новгородского».

Новгородским епископам принад­лежала инициатива в различных общественных начинаниях: они стро­или и украшали храмы с помощью лучших мастеров, которых приглашали из Византии и Западной Евро­пы. Наиболее значительные литературные произведения Новгорода соз­давались главным образом при Владычнем дворе. Благодаря трудам святителя Никиты в Новгороде было построено несколько храмов, не сох­ранившихся до наших дней, сведения о которых имеются в летописях и древних житиях: Спасо-Преображенский храм на Ильине улице (перестроен в 1574 году), Благовещенский храм на Городище (перестроен в 1342 году), деревянный храм Рождества Пресвятой Богороди­цы в Антониевом монастыре.

Антониев монастырь — второй в Новгороде — был основан по благо­словению святителя Никиты препо­добным Антонием Римлянином (13 августа 1147; память 17 января, 3 августа, также в первую пятницу после дня памяти апостолов Петра и Павла) в начале XII века. Благодаря содействию святителя Никиты препо­добный Антоний получил для монастыря территорию на берегу реки Волхов, где остановился камень, на котором Антоний чудесно приплыл из Рима. Незадолго до кончины свя­титель Никита вместе с преподобным Антонием разметил место для нового каменного монастырского храма, который благословил освятить так же, как и прежний (деревянный), в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Святитель Никита собственноручно начал копать ров под его основание.

Но построен храм был уже при его преемнике — епископе Иоанне (1108—1130). Весной 1108 года, уже после кончины святителя Никиты, была начата роспись стен новгород­ского собора во Имя Святой Софии Премудрости Божией по завещанию святителя Никиты.

Доныне цел каменный корпус нов­городского архиерейского дома, и в памятниках, и в народном предании известный под именем Никитинско­го. Это самое древнее из дошедших до нашего времени строений архиерей­ского корпуса было перестроено до средних сводов.

При многочисленных трудах и заботах по благоустройству Новгород­ской епархии святитель Никита ни­когда не оставлял сугубого подвига монахов-отшельников: под святительскими одеждами он носил тяже­лые железные вериги. Погребен свя­титель в новгородском Софийском соборе, в приделе во имя святых Иоакима и Анны — родителей Прес­вятой Богородицы.

В 1547 году, при архиепископе Новгородском Феодосии (1542—1551), некий благочестивый христи­анин в пасхальную ночь за богослу­жением получил в откровении пове­ление украсить покровом гробницу святителя Никиты, что и было испол­нено. В том же году на Церковном Соборе состоялось общероссийское прославление святителя. Через нес­колько лет архиепископ Новгород­ский Пимен (1553—1570) совершил открытие гробницы по благословению Митрополита Московского Макария (+ 1563). Обретение нетленных мощей святителя Никиты состоялось 30 ап­реля 1558 года. Примечательно, что по благодатной помощи святителя получают исцеление преимуществен­но больные глазами и слепые.

Мощи святителя были переложе­ны в 1629 году из обветшавшей гроб­ницы в новую деревянную, обложен­ную басменным серебром. Так как Иоакимовский придел был неболь­ших размеров, то по благословению архиепископа Новгородского Пимена с восточной стороны придела была сделана полукруглая пристройка, со­единенная аркой с Рождественским приделом. Под этим сводом и были положены в гробницу мощи святите­ля. Новгородцы принесли в дар сво­ему Небесному покровителю лампаду с вызолоченной надписью: «Свеча Великого Новгорода, всех православ­ных крестьян поставлена новому Новгородскому чудотворцу Никите в лето 7066, апреля в 30, при архиепи­скопе Пимини». Эта «свеча» святите­ля Никиты вместе с древней гробни­цей, облачением, посохом и веригами позднее хранились в ризнице Новго­родского Софийского собора.

В настоящее время гробница свя­тителя Никиты находится в храме во имя святого апостола Филиппа, где пребывает в северном приделе во имя Святителя и Чудотворца Николая.

Ежегодно 13 мая (30 апреля ст. ст.), в день Обретения мощей святителя Никиты, к его гробнице прибывает множество паломников, чтобы почтить память великого молитвенника и светильника Церкви Русской, вознести ему свои горячие молитвы и получить его благослове­ние. По воскресным дням в Филипповском храме совершается акафист святителю Никите.

Тропарь, глас 2:

Небеснаго пространства желая, / от юности в тесне месте затворился еси, / в немже прель­щен быв от врага, / паки смирением и послушани­ем победил еси прелестника крепце, Никито, / и ныне, предстоя Христови, / моли спастися всем нам.

Кондак, глас 1:

Победив вражия лести добле / и светло добродетельми просияв, / святительства одеждою облеклся еси, преславне Никито, / в немже светом жития твоего и чудесы сияя паче солнца, / многих просветив, привеел еси Христови, / Егоже моли о нас, поющих тя.

Молитва

О, архиерею Божий, святителю Никито, услыши нас, грешных раб твоих, стекшихся днесь в священный храм сей, молящихся тебе и к священ­ной твоей раце притекающих и умиленно вопи­ющих: якоже седя на престоле святительства в Великом Новеграде сем, и единожды належащу бездождию дождь молитвами свел еси, и паки граду сему, огненным пламенем обстоиму, молит­вою пламень огненный угасил еси. И ныне молим тя, о святителю Христов Никито, молися ко Господу еже избавити Великий Новград сей и вся грады и страны христианския от труса, потопа, глада, огня, града, меча и от всех врагов видимых и невидимых. Яко да избранных молитв твоих ради спасаеми, славим Пресвятую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, и твое милостивное предстательство ныне и присно и во веки веков. Аминь.