Главная Святые 28 мая день памяти Преподобнаго отца нашего Евфросина, Псковскаго
Получать свеЖие статьи:

Душеполезное слово

Жить по примеру

Чтобы стяжать себе хотя малую крупицу этого многоценного в очах Божиих золота, нам должно чаще переноситься мыслию и сердцем в те давние времена, когда жили святые угодники Божии, подобные Богоносному Сергию, чтобы привитать духом около избранников благодати и поучаться у них Христоподражательному смирению...

Подробнее ...

Хронология

< Мая 2010 >
П В С Ч П С В
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 29 30
31            
Пользователи : 8211
Статьи : 5672
Просмотры материалов : 7685870

Яндекс цитирования

28 мая день памяти Преподобнаго отца нашего Евфросина, Псковскаго | Печать |

Преподобный Евфросин Псковский, в миру Елеазар, родился около 1386 года в селе Виделебье, близ Пскова, из этого же села был родом и преподобный Никандр Псковский (память 24 сентября). Ро­дители хотели, чтобы Елеазар всту­пил в брак, но он тайно ушел в Снетогорский монастырь (на Снятной горе, теперь в самом Пскове) и при­нял там постриг.

Около 1425 года в поисках более глубокой сосредоточенности в молит­ве преподобный Евфросин с благосло­вения настоятеля поселился в одино­кой келлии на реке Толве, недалеко от Пскова. Но забота о спасении ближних заставила преподобного на­рушить свое пустынножительство, и он стал принимать всех, кто нуждал­ся в опытном старце-наставнике. Приходивших к нему преподобный Евфросин благословлял жить по скит­скому уставу, составленному им самим.

Устав преподобного Евфросина представляет собой общее наставле­ние инокам о достойном прохождении монашеского пути — «како подобает инокам пребыв ати». Он не содержит строгого распорядка всей жизни мо­настыря, как, например, устав препо­добного Иосифа Волоцкого; богослу­жебной части в нем нет совсем.

В 1447 году по просьбе братии преподобный устроил храм в честь трех святителей — Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, которые удостоили его своего явления, и в честь преподобного Онуфрия Великого (память 12 июня). Обитель впоследствии получила на звание Спасо-Елеазаровской. По сми­рению и из любви к уединенному подвигу преподобный не принял зва­ния игумена и, предоставив насто­ятельство своему ученику преподоб­ному Игнатию, жил в лесу близ озера.

Скончался преподобный Евфро­син в глубокой старости, 95-ти лет, 15 мая 1481 года. На его гробнице по повелению Новгородского архиепи­скопа Геннадия был поставлен образ, написанный еще при жизни препо­добного его учеником Игнатием, и положено завещание преподобного братии на лоскутке пергамента, скрепленное свинцовой печатью Нов­городского архиепископа Феофила. Это одно из очень немногих духовных завещаний, написанных собственно­ручно подвижниками.

Преподобный Евфросин, началь­ник Псковских пустынножителей, возрастил многих славных учеников, которые также создавали монастыри и несли благодатные семена подвиж­ничества по всей Псковской земле. В числе учеников преподобного Евфро­сина Савва Крыпецкий (28 авгус­та), Досифей Верхнеостровский (+ 8 октября), преподобный Онуфрий Мальский (+ 12 июня), Иоаким Опочский (+ 9 сентября), Иларион Гдовский (+ 21 октября), Харитон Кудинский — основатель и игумен мона­стыря на озере Кудине, рядом с Торопцем (XVI); местнопочитаемые родные братья из Пскова Игнатий, Харалампий и Памфил, погребен­ные в Спасо-Елеазаровском мона­стыре, преподобный Серапион (+ 8 сентября 1480 или 1481, память 7 сентября).

 

Тропарь, глас 4:

Житейскую печаль и всяк мятеж мира сего / любве ради Христовы со дерзновением отвергл еси, блаженне, / и повеленная распятым Господем Иисусом Христом / вся исправил еси, / и, Того ярем взем, во всем воли Его повинулся еси, / и, благочестив делатель, животным заповедем Христовым / благотрудно прилежал еси. / И сего ради Бог прослави тя / и по преставлении чудеса показа от честнаго гроба твоего. / Темже и неоскудно угобзися обитель твоя, / и нищим бысть богатное пристанище и покров, / отче наш препо­добне Евфросине, / моли Христа Бога, да спасет души наша.

Ин тропарь, глас тойже:

Изволением Божественнаго разума вселися в пустыню / и тамо вперив свой ум в Небесныя обители / и равно Ангелом житие пожив на земли, / в молитвах, и в трудех, и в пощениих образ быв своим учеником. / Темже Бог, видев твое благое изволение, / умножи тебе чада в пустыни, / слез твоих тучами напаяема, / но, яко имея дерзновение к Богу, / поминай стадо свое, еже собрал еси, мудре, / и не забуди, якоже обещался еси, посещая чад своих, / Евфросине, преподобне отче наш.

Кондак, глас 8:

Божиим светолитием просвещен, отче, / постни­ческое стяжав жительство, преподобне, / ино­ком предобрый наставниче и постником благое украшение. / Сего ради Господь, труды твоя видев, даром чудес обогати тя, / источавши бо исцеле­ния. / Мы же, радующеся, вопием ти: / радуйся, отче Евфросине, иноком удобрение.