Главная Святые 28 мая день памяти Преподобнаго отца нашего Пахомия Великаго
Получать свеЖие статьи:

Душеполезное слово

Добрые плоды

Говорите, что наслаждаетесь чтением Священного Писания и что все остальные книги стали скучны и отвратительны, вы не можете брать их в руки. Так обычно бывает с духовно изголодавшимися людьми: они не могут насытиться словом Божиим после болезненного поглощения человеческих слов...

Подробнее ...

Хронология

< Мая 2010 >
П В С Ч П С В
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 29 30
31            
Пользователи : 8187
Статьи : 5627
Просмотры материалов : 7478055

Яндекс цитирования

28 мая день памяти Преподобнаго отца нашего Пахомия Великаго | Печать |

Преподобный Пахомий Вели­кий наряду с Антонием Великим (память 17 января), Макарием Вели­ким (память 19 января) и Евфимием Великим (память 20 января) являет­ся столпом пустынножительства и основателем монашеского общежи­тия в Египте. Родился преподобный Пахомий в III веке в Фиваиде (Вер­хний Египет) от родителей-язычников и получил хорошее светское образование. С юности он имел задатки доброго нрава, был целомудрен и рассудителен. Когда Пахомию исполнилось 20 лет, он был призван в войска императора Константина (по-видимому, в 315 году). Новобранцев разместили в здании городской темницы под охраной стра­жи. Местные христиане пришли с запасами пищи, кормили воинов и усердно им служили. Когда юноша узнал, что эти люди так поступают ради своего Бога, исполняя Его запо­ведь о любви к ближним, это глубоко запало в его чистую душу. Пахомий дал обещание сделаться христиани­ном. Вернувшись из войска после победы, Пахомий принял святое Кре­щение, поселился в уединенном селе­нии Шенесит и сразу же стал вести строгую подвижническую жизнь. Почувствовав необходимость в духов­ном руководителе, он обратился к Фиваидскому пустыннику Паламону, был принят старцем с любовью и стал ревностно проходить монашеские подвиги по примеру своего наставни­ка.

Однажды, после 10 лет пустынной жизни, преподобный Пахомий, идя по пустыне, остановился у развалин селения Тавеннисси и услышал Го­лос, приказавший ему построить на этом месте обитель. Пахомий расска­зал об этом старцу Паламону, и оба, приняв услышанные слова за указа­ние Божие, отправились в Тавеннис­си и начали строить небольшое ино­ческое жилище. Святой старец Пала­мон благословил начало основания обители и предсказал будущую ее славу. Вскоре преподобный Паламон отошел ко Господу. Тогда святому Пахомию явился Ангел Божий в образе схимника и вручил ему устав монашеской жизни. Вскоре к препо­добному пришел его старший брат Иоанн и поселился вместе с ним.

Преподобный Пахомий терпел много искушений и нападений от врага рода человеческого, но все искушения Пахомий доблестно отра­жал молитвой к Богу и терпением.

Постепенно к святому Пахомию стали собираться ученики. Всех их поражало трудолюбие наставника, который успевал исполнять все мона­стырские работы: возделывал сад, беседовал с посетителями, просивши­ми наставления, и служил больным. Преподобный Пахомий ввел устав общего жития, установив единообра­зие для всех в пище и одежде. Иноки обители должны были трудиться в назначенных им послушаниях на общую пользу обители. В числе послу­шаний было переписывание книг. Иноки не должны были иметь соб­ственных денег или принимать что-нибудь от своих родственников. Пре­подобный считал, что послушание, исполняемое с усердием, выше поста и молитвы и требовал от иноков точного соблюдения устава, строго наказывая нарушителей.

Однажды к преподобному Пахо­мию пришла его сестра Мария, кото­рая давно желала увидеть брата. Но строгий подвижник отказал ей в свидании и через привратника пере­дал ей благословение вступить на путь монашеской жизни, обещая в этом свою помощь. Мария заплакала, но поступила согласно указанию бра­та. Тавеннисские иноки построили для нее жилище на противоположном берегу Нила. К Марии стали соби­раться инокини, и вскоре создалась женская обитель со строгим уставом, который был передан преподобным Пахомием.

Число иноков монастыря быстро возрастало, что вызвало необходи­мость постройки еще семи монасты­рей поблизости. Количество иноков доходило до 7000, и все они находились под руководством преподобного Пахомия, который посещал все мона­стыри и управлял ими. В то же время преподобный Пахомий оставался глу­боко смиренным иноком, который всегда готов был повиноваться и принимать замечания от каждого брата.

Суровый и строгий к себе, препо­добный Пахомий имел великое мило­сердие и снисхождение к недостаточ­но зрелым духовно инокам. Один из иноков стремился к подвигу мучени­чества, но преподобный отвращал его от этих стремлений и наставлял безмолвно исполнять монашеское послушание, укрощая в себе гордость и приучаясь к смирению. Однако инок не послушал наставника и ушел из обители, после чего подвергся нападению разбойников, которые под страхом смерти принудили его прине­сти жертву языческим богам. В пол­ном отчаянии инок вернулся в оби­тель. Преподобный велел ему усилен­но молиться днем и ночью, соблюдать строгий пост и жить в полном молча­нии. Инок последовал наставлению преподобного, и это спасло его душу от отчаяния.

Преподобный учил всячески опа­саться осуждения других и сам боялся даже в мыслях осудить кого-либо.

С особой любовью относился пре­подобный Пахомий к больным ино­кам. Он посещал их, ободрял уныва­ющих, убеждал благодарить Бога и возлагать надежду на Его святую волю. Больным он ослаблял пост, если это было необходимо для их выздо­ровления. Однажды, в отсутствие преподобного, повар не готовил мона­хам вареной пищи, ссылаясь на то, что братия любят поститься. Вместо своего послушания он сплел 500 рогож, но преподобный не одобрил его поступка и в наказание за непослу­шание велел сжечь все изготовлен­ные поваром рогожи.

Преподобный Пахомий всегда по­учал иноков иметь надежду только на помощь и милость Божию. В обители как-то случился недостаток пшеницы. Целую ночь святой провел в молитве, а утром привезли от началь­ника города большое количество хле­ба для монастыря, не взяв ничего в уплату. Господь сподобил преподоб­ного Пахомия дара чудотворения и исцеления болезней.

Ему были открыты Господом пос­ледующие судьбы монашества: что последние монахи не будут иметь такой ревности к подвигам, как пер­вые, будут ходить как во тьме, не имея опытных руководителей. Простер­шись на земле, преподобный Пахо­мий горько плакал, взывая к Господу и прося милости к ним. В ответ он услышал Голос: «Пахомий, помни о милосердии Божием. О последних монахах знай, что и они получат награду, ибо им придется страдать от тяжкой для инока жизни».

Под конец своей жизни преподоб­ный Пахомий тяжко заболел от быв­шей в тех местах моровой болезни. За ним с сыновней любовью ухаживал его ближайший и любимый ученик — преподобный Феодор (память 16 мая). Скончался преподобный Па­хомий около 348 года в возрасте 53-х лет и был погребен у горы возле обители.

 

Тропарь, глас 8:

Слез твоих теченьми пустыни безплодное возде­лал еси, / и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси, / и был еси светильник вселенней, / сияя чудесы, Пахомие отче наш, / моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак, глас 2

Светильник светел показался еси в концех, / пустыню же грады сотворил еси множествы монашескими, / сам себе распен, крест твой на рамо взем, / и воздержанием тело изнурил еси, / моля непрестанно о всех нас.