Главная Святые 28 мая день памяти Святаго благовернаго царевича князя Димитрия, Московскаго и всея России новаго чудотворца
Получать свеЖие статьи:

Душеполезное слово

О молитве

Не бросай молитвы, когда враг нагоняет на тебя бесчувствие; кто понуждает себя в молитве при сухости души – тот выше молящегося со слезами.

Схиигумен Савва Псково-Печерский

Хронология

< Мая 2010 >
П В С Ч П С В
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 29 30
31            
Пользователи : 8211
Статьи : 5672
Просмотры материалов : 7686129

Яндекс цитирования

28 мая день памяти Святаго благовернаго царевича князя Димитрия, Московскаго и всея России новаго чудотворца | Печать |

Святой благоверный царевич Димитрий Угличский, сын царя Иоанна IV Грозного от его седьмого брака с Марией Федоровной (из рода Нагих), родился 19 октября 1582 года в Москве. После смерти Иоанна Грозного на престол вступил старший брат царевича Димитрия Феодор Иоаннович. Однако фактическим правителем Русского государства в этот период был его шурин, властолюбивый боярин Борис Годунов, стремившийся утвердить себя и свой род на российском престоле. Для достиже­ния этой цели ему было необходимо прежде всего избавиться от законного наследника русского трона, которым из-за бездетности царя Феодора Иоанновича был малолетний царе­вич Димитрий. Для осуществления своего преступного замысла Борис Годунов решил удалить царевича от московского царского двора. Вместе с матерью, вдовствующей царицей Ма­рией Феодоровной, и ее родственни­ками царевич Димитрий был отправ­лен в свой удельный город Углич.

Стараясь избежать опасного кровопролития, Борис Годунов попы­тался сначала оклеветать юного на­следника престола, распустив через своих приверженцев лживые слухи о мнимой незаконнорожденности царе­вича и запретив поминать его имя во время богослужений. Поскольку эти действия не принесли желаемого, коварный Борис прибег к распростра­нению новых вымыслов о будто бы унаследованной от отца склонности к жестокости шестилетнего отрока. Од­нако и эти измышления не достигали желаемой цели.

Тогда Борис Годунов решился на крайнюю меру. Попытка отравить юного царевича с помощью Василисы Волоховой, кормилицы Димитрия Иоанновича, не увенчалась успехом: смертоносное зелье не вредило отро­ку. Через своего сообщника Андрея Лупп-Клешнина Борис отыскал зна­комого человека, дьяка Михаила Битяговского, взявшегося собственно­ручно умертвить царевича. Послан­ный в Углич со своим сыном Дани­илом и племянником Никитой Кача­ловым будто бы для управления земскими делами и хозяйством вдов­ствующей царицы, Битяговский по­ручил Волоховой вывести в назначенное время царевича во двор. В субботний день 15 мая 1591 года он был зверски убит заговорщиками ударами ножа в горло и другие части тела и сброшен с лестницы.

При виде этого страшного злоде­яния пономарь соборного храма уда­рил в набат, созывая народ. Сбежав­шиеся со всех концов города люди отомстили за невинную кровь восьмилетнего отрока Димитрия, самочинно расправившись с жестокими заговорщиками. Впоследствии через своих людей, посланных в Углич для судеб­ного разбирательства, Борис Годунов сумел убедить царя Феодора Иоанно­вича в том, что его младший брат якобы страдал падучей болезнью и умер, нечаянно упав на нож.

Царевич Димитрий был погребен в Угличе в дворцовом храме в честь Преображения Господня. Уже в цар­ствование Бориса Годунова у гробни­цы благоверного царевича Димитрия стали совершаться исцеления боль­ных. 3 июня 1606 года, в царствова­ние Василия Шуйского, при Патриар­хе Ермогене, святые мощи страсто­терпца были обретены нетленными и перенесены в собор во имя Архистра­тига Михаила в Москве митрополи­том Ростовским и Ярославским Фила­ретом, отцом будущего царя Михаила Феодоровича Романова. Господь прославил мощи благоверного царе­вича Димитрия многими чудотворениями. Святитель Димитрий Ростов­ский составил Житие и описание чудесных исцелений по молитвам святого царевича Димитрия, из кото­рого видно, что особенно часто исце­лялись больные глазами.

В Угличе, на месте убиения свято­го царевича Димитрия, был построен храм его имени, который в народе получил название «церковь царевича Димитрия на крови». В этом храме хранилось рукописное Житие благо­верного царевича, написанное святи­телем Димитрием, митрополитом Ро­стовским.

Во время Отечественной войны 1812 года святые мощи благоверного царевича Димитрия были спасены от поругания священником Московского Вознесенского женского монастыря Иоанном Вениаминовым, который вынес их под своей одеждой из Архангельского собора и спрятал в алтаре, на хорах второго яруса собор­ного храма в Вознесенском монасты­ре. После изгнания французов святые мощи были торжественно перенесены на прежнее место — в Архангельский собор.

В «Иконописном Подлиннике» под 15 мая сказано: «Подобием млад от­рок; в венце царском и багрянице, руки молебныя; убиен бысть на Угли­че повелением Бориса Годунова».

 

Тропарь, глас 4:

Царскую диадиму обагрил еси кровию твоею, / Богомудре мучениче, / за скиптр Крест в руку приим, / явился еси победоносец / и жертву непорочну Владыце принесл еси себе: / яко бо агнец незлобив, от раба заколен еси. / И ныне, радуяся, предстоиши Святей Троице, / молися о державе сродников твоих богоугодней бытии / и сыновом российским спастися.

Ин тропарь, глас 2:

Яко благочестиваго корене Боголюбивый произыде плод, / яко агня незлобиво, неповинно во младенстве заклан бысть / от властолюбца вкупе и злаго раба. / Тем, яко златыми крылы, / душевною чистотою и младенческим незлобием / к Небесней высоте возлетел еси, страстотерпче Димитрие. / И ныне кровь твоя от земли тайно вопиет к Богу, / яко Авеля праведнаго. / Сего ради покланяемся верою ти, / славяще прославльшаго тя Бога, / Егоже моли стране нашей богоугодней бытии / и сыновом русским спастися.

Ин тропарь, глас 1:

Всеоружеством Духа благодати вооружен быв / и необорим столп и утверждение отечеству своему показася, / яко агнец незлобивый, от врага неправедно заклан быв / и в жертву непорочну Господеви принесеся. / И ныне дар благода­ти от всех Подвигоположника прием, / источавши всем исцеление, достохвальне благоверный царевичу княже Димитрие. / Слава Восприимшему тя от земных в Небесная, / слава Венчавшему тя венцем неувядаемым, / слава Действующему тобою всем исцеление.

Кондак, глас 8:

Возсия днесь в славней памяти твоей верным веселие, / яко бо доброрасленный грезн, прозябл еси / и Христу красен плод принесл еси себе; / темже и по убиении твоем соблюде тело твое нетленно, / страдальчески обагреное кровию. / Благородие святе Димитрие, / соблюдай отечество твое и град твой невредим, / тому бо еси утвержде­ние.

Молитва

О преславный и дивный в чудесех, красото мучеников, страстотерпче царевичу княже Димитрие! Скоро предстани Небесному Царю и мученическия твои руце о нас, грешных, молебне к Нему простри, яко имеяй дерзновение велико; сохрани же твоими молитвами град сей, и вся грады и веси православныя, и Святейшаго Патри­арха (имя рек) и преосвященныя митрополиты, архиепископы, епископы и весь священный чин церковный, и в палате братию нашу, и вся православныя христианы; всех нас приими во твое заступление, и от всех бед и зол избавляя, и от нашествия видимых и невидимых борющих нас врагов свобождая, и тех всяк навет и злохитрство погубляя и отгоняя; таже прегрешений наших прощение испроси, и в век будущий Небеснаго Царствия нас сподоби, и спасенных Богу представи, благодатию и человеколюбием Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Емуже честь и поклонение подобает, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.