Главная Записки паломника Чигиринское чудо. Наталья ГЛЕБОВА
Получать свеЖие статьи:

Душеполезное слово

О прославлении святых угодников Божиих

Призывая или прославляя святых угодников Божиих, мы должны призывать или прославлять их всем сердцем, с горячностью души...

Подробнее ...

Хронология

< Июля 2010 >
П В С Ч П С В
      1 2 3
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31  
Пользователи : 7977
Статьи : 5512
Просмотры материалов : 7040161

Яндекс цитирования

Чигиринское чудо. Наталья ГЛЕБОВА | Печать |

Чигирин - это небольшой городок, который находится в самом центре Украины в Черкасской области. Мой муж Василий родом из тех мест, а его родители, (дай Бог им долголетия и здоровья!), добрейшей души люди, великие труженики - Николай Федосеевич и Галина Авраамовна, до сих пор живут там. Мы бесконечно радуемся, когда по милости Божией выпадает возможность хотя бы на недельку навестить их. Вспоминаю, как в первый же приезд в Чигирин мы отправились на поиски православного храма. Наш духовный наставник отец Олег Кудряков еще в Пояркове, благословляя в путь, предусмотрительно сказал: «Много украинских церквей захватили раскольники «филаретовцы». В таких храмах отсутствует Божие благословение и Божия благодать. Прежде чем остаться на богослужение, поинтересуйтесь, кого из Предстоятелей Православной Церкви поминают в данном храме?»…

 

Как в воду смотрел батюшка: первый же храм, в который привела нас дорога, оказался занятым раскольниками. Неведомым образом это почувствовалось буквально с порога: душа, что называется, не отозвалась, как по обыкновению, отзывается в Доме Божием. Женщина, которая работала за свечным ящиком, стала уговаривать нас остаться, но трехлетний сын Никитка, схватил меня за край платья и настойчиво потянул к выходу: «Мамочка, это не храм... я не буду здесь причащаться… пошли, пошли отсюда».

В пятнадцати километрах от города, в селе Медведевка, мы все-таки нашли то, что искали. В церкви Успения Божией Матери была Божественная Литургия и была Божественная благодать…

Прошло несколько лет. К следующему приезду на Чигиринщину настоятель Успенской церкви протоиерей Анатолий Прикотенко, уже ставший благочинным церквей Чигиринского района, служил в самом городе, в храме Казанской иконы Божией Матери. Его совсем недавно временно устроили в небольшом одноэтажном домике. В первый же субботний день мы отправились туда. Совершенно неожиданно храм встретил нас празднованием иконе, в честь которой он освящен. Именно в этот день - 21 июля в 1579 году во граде Казани образ Пресвятой Богородицы чудесным образом был явлен людям. Помню, что это Промыслительное совпадение как-то таинственно отозвалось в душе, давая понять, что храм этот встретился на нашем жизненном пути не просто так…

 

Когда, в очередной раз погостив у родителей, мы пришли к отцу Анатолию за благословением на дальнюю дорогу, батюшка сказал: «Даст Бог, в следующий раз мы будем встречать вас уже в новом каменном храме». Глядя на покосившуюся от времени избушку, приютившую Казанский храм, я ничего не ответила батюшке. По греховному маловерию, подумала о том, что это пустая затея - приходу, насчитывающему десятка два прихожан серьезное строительство просто не потянуть…

Разговор сей состоялся в августе 2002 года. Фотография, которую вы видите здесь, сделана мною два месяца назад, в августе 2004-го. При этом, 4 ноября 2003 года в нижнем Свято-Георгиевском храме Казанского соборной церкви уже состоялось первое архиерейское богослужение. Прошло всего полтора года! Скажите, разве это не чудо?…

 

История Чигиринского храма Казанской иконы Божией Матери в общих чертах похожа на трагическую историю тысяч других храмов, которые в последние 10-15 лет возрождаются к жизни на необъятных просторах бывшего «союза нерушимого». Вместе с тем, судьба каждого отдельного храма, как и судьбы людей, очень индивидуальна и непохожа ни на какую другую судьбу…

Еще в XVII веке, со времен Богдана Хмельницкого, Чигирин – цитадель казачества, был не только гетманской столицей Малой России, как раньше называлась Украина, но и ее духовным центром. Казаки, будучи очень набожными людьми, обосновываясь в том или ином месте, перво-наперво, находили самые красивые места, и строили там храмы. Богослужения совершались каждый день, «неотменно», по монашескому чину восточной православной Церкви. Храмы, превосходнее которых, по замечанию тогдашних очевидцев, во всей России, едва ли можно было встретить, всегда отличалась благолепием, дорогой ризницей и богатейшею церковную утварью. Дмитрий Яворницкий известный украинский историк писал:

«Во время богослужения казаки держали себя в высшей степени чинно и благопристойно. При чтении Евангелия они приходили в движение, стройно выпрямлялись во весь рост, брались за эфесы сабель и вынимали лезвия до половины из ножен, в знак готовности защищать оружием слово Божие от врагов Христовой веры".

Непременно строились и монастыри. В женских монастырях вдовы казаков, в мужских - казаки, ставшие по возрасту или немощи не пригодными к военным походам, находили свое последнее пристанище. Подходя к воротам обители, они называли свое имя, и говорили: «Иду спасаться»…

Известно, что уже с 1542 года гордостью Чигирина был Свято-Троицкий монастырь. В конце XYIII – начале XIX века город украшали еще два деревянных храма: Свято-Успенская церковь, построенная в 1717 году и Кресто-Воздвиженский кафедральный собор 1745 года.

 

После того, как во время правления Екатерины II казачество как таковое было упразднено, генетически сильное мужское население Чигирина шло на служение во флотилию южных портов России. Там был большой спрос на крепких, выносливых, укрепленных православной верой офицеров и матросов. Кстати, их пожертвования на Церковь были столь велики, что к концу XIX столетия Чигиринский епископ Павел (Преображенский) обратился в Киевскую Митрополию с прошением о возведении еще одного храма…

Так, на многочисленные пожертвования моряков в 1888 году в Чигирине была построена и освящена новая церковь – собор в честь иконы Божией Матери Казанской.

Его стены из кирпича светло-коричневого цвета выглядели красиво и строго, вместе с тем светло-зеленые с золотыми звездами купола отличались оригинальностью и изысканностью. На двухъярусной звоннице, которая размещалась над входом в Казанский собор, находились 16 колоколов разной величины.

Как выглядел Казанский собор сегодня можно увидеть лишь на, чудом сохранившейся почтовой открытке, изданной в Чигирине в 1911-1914 годах владельцем магазина фотографических и книжных принадлежностей Михалем Сквирским. На снимке мы видим величественный храм с двумя куполами и звонницей. В собор ведут три двери, он обнесен каменным забором, металлические ворота которого служили центральным входом. На переднем плане вблизи церкви видны кладбищенские кресты – это могилы священников и выдающихся людей, в том числе моряков и военных, удостоенных быть погребенными у стен своего храма.

В самом храме кроме главного было еще четыре Престола: в честь Успения Божией Матери, святителя Николая Чудотворца, великомученицы Варвары, великомученика и целителя Пантелеимона. Стены и своды были расписаны иконами святых отцов и Патриархов Церкви.

 

Горожане очень любили Казанский собор и украшали его как могли. Например, известно, что в 1900 году по решению местной власти ученики чигиринских школ под руководством агронома по озеленению Клементия Мороза засадили площадь перед храмом деревьями и декоративным кустарником. В последствии она стала выдающимся памятником садово-паркового искусства, о дивном виде которого старожилы вспоминают и сегодня.

Казанский приход был один из самых больших приходов Чигирина, его численность по состоянию на декабрь 1909 года составляла 2700 (!) человек. Храму принадлежали 50 десятин земли. В его собственности был добротный дом, в котором проживало духовенство храма с семьями. При соборе усилиями священства было построено здание церковно-приходской школы и двух классного городского училища. Духовенство Казанского собора верой и правдой служило Богу и людям. За добросовестные труды во благо Церкви они не раз награждались орденами Церкви и Царского Правительства.

Октябрьская революция 1918 года изменила всю жизнь православного Чигирина. С первых дней своего утверждения безбожная советская власть начала проводить атеистическую политику. Согласно сохранившимся архивным данным, жители города не хотели ее принимать и, как могли, оказывали всяческое сопротивление. Начались повальные аресты и расстрелы. Сохранились сведения о том, как в ночь на 29 июля 1919 года большевики устроили не вероятную по жестокости кровавую террористическую акцию: в помещении здания милиции были зарублены саблями 280 верующих чигиринцев. Очевидцы рассказывали, что кровь текла рекой через порог…

Чигирин содрогнулся от человеческого стона и плача. Прибывшие посланцы революционного Петрограда слали на имя Ленина телеграммы о том, что Чигирин не сдается, и нет никакой возможности набрать ряды добровольцев в Красную Армию. В ответ на повальные репрессии, мужчины создавали многочисленные отряды повстанцев, а священство, несмотря на прямую угрозу расправы, подвижнически продолжало служение.

Чигиринец Юрий Горлис-Горский вспоминал: «Это было в 1920 году. 6 августа (по ст. стилю - прим.ред.) на Преображение Господне в монастырях и храмах ежегодно собиралось много народа. В нашем отряде повстанцев, за два-три дня до этого, возникла мысль, чтобы в этот день, когда в монастыре будут освящать фрукты и овощи, надо освятить свое оружие. Молва об этом передавалась по селам, и на Спаса, вместе с женщинами и девушками, пришло немало мужчин с оружием. Наш отряд пошел на Богослужение почти весь. Остались только повара около котлов и пулеметчики около станковых пулеметов. Около храма было так много народа, что не смогли вместиться в храме. Выставив на дороге часовых, мы смешались с народом. Когда подошло время крестного хода, народ стал большим кругом вокруг церкви. На траве были расставлены корзинки и миски с овощами, медом, венками и букетами из колосков и цветов. Крестный ход проводил старенький священник (кажется, отец Иоанн). Когда он начал освящение, на траву, как по команде, легли сотни винтовок, сабли, ручные пулеметы и гранаты. Увидев это, батюшка склонил на грудь седую бороду и задумался. Потом поднял к небу глаза и широко махнул кропилом: «Благослови, Господи, на враги и супостаты!». Атаман, с которым мы стояли против могилы сотника Компанийца, встал на колени. За ним волной встал на колени и весь народ». Добавим к рассказу лишь одно: вскоре для проведения карательных операций против повстанцев в Чигирин прибыл батальон третьей Московской бригады…

Атеистическая власть использовала искусственно созданный голодомор 1921-1922 годов для усиления репрессий против Православия. Началась широкая компания конфискации церковных ценностей из храмов будто бы для закупки зерна за границей. Духовенство и простые верующие люди соглашались на пожертвования денежными средствами и частью церковных ценностей в фонд голодающих, но отказывались отдать государству то, что непосредственно касалось святых богослужений. В ответ на это вторая «революционная пятилетка» была объявлена «пятилеткой уничтожения религии». Православное духовенство и Церковь признали врагами новой власти.

 

К весне 1934 года Казанский собор оставался единственным действующим в черте города. Последнее богослужение в нем состоялось с 6 на 7 апреля 1934 года. С вечера православные верующие собрались в храме. Во время Литургии ровно в полночь в храм ворвались местные активисты во главе с Михаилом Ровинским. Они объявили прихожанам о закрытии храма. С этой памятной ночи началось уничтожение Казанской соборной церкви…

По рассказам свидетелей и участников тех жестоких событий с апреля 1934 года Казанская соборная площадь постоянно охранялась отрядом конной милиции. В это время «активисты», из небольшого числа местных жителей, разрушали храм. Они скидывали с куполов кресты, разбирали иконостас и киоты, снимали со стен образа, изымали у священнослужителей церковную утварь. 50 работников механических мастерских с помощью канатов снимяли колокола со звонниц. Самый большой – «Благовест», весил 112 пудов и 12 фунтов (около двух тонн). Дом, где проживало духовенство, изъяли, а приходские земли перешли в собственность местных колхозов.

После закрытия Казанского собора его настоятель протоиерей Сергей Земницкий, в последствии канонизированный как священномученик в сонме Новомучеников Черкасских, в сопровождении сотрудников местного органа НКВД был отправлен в Черкассы. 15 ноября 1937 года он был казнен…

Остатки церкви местные органы власти, использовали как строительный материал для нужд города и района - «лишь бы добро не пропадало». На «освободившемся» месте поставили летний кинотеатр. Территория, где находилось соборное кладбище, было превращено в место отдыха жителей Чигирина. В 1953 году к 140-летнему юбилею Тараса Шевченко Казанская соборная площадь была реконструирована в парк его имени. На бывшем церковном кладбище, не долго раздумывая, рьяные борцы за «культуру населения» соорудили танцевальную площадку, а местный скульптор Иван Снижко украсил аллею, ведущую к ней, гипсовыми скульптурами.

Мой муж Василий был тогда совсем ребенком, но он хорошо помнит эти фольклорно-сказочные персонажи. Огромная Солоха, Змей-Горыныч, пьяные казаки, традиционные для того времени «Девушка с веслом», «Юный пионер» с горном.

Нетрудно себе представить, ЧТО, будь жив, мог бы сказать глядя на это кощунство, сам великий кобзарь Украины …

Жизнь показала, что все старания культработников привить любовь к парку, были напрасными. Гипсовые скульптуры постоянно ломали, как, впрочем, ломали и детские аттракционы, поставленные на месте захоронения самых уважаемых в Чигирине людей. Да что еще вместо СВЯТОСТИ мог придумать лукавый?…

 

Шли годы полного забвения. Их хватило для того, чтобы Чигирин – родина великого сына своего народа - Богдана Хмельницкого, город выдающейся казацкой славы, духовный центр православной Малой России, превратился в обыкновенный «районный центр». Более того, выросло новое поколение чигиринцев, которым о героическом прошлом их края уже и рассказать-то было некому…

Но, слава Богу, пробил час. Святая Русь, православное начало которой было положено именно на Украине, стала обретать утраченное. Место, на котором когда-то стоял Казанский собор, конечно же, должно было стать местом его возрождения, но… Враг не дремлет. К тому времени на Украине активизировались раскольники, которых возглавил псевдо-епископ Филарет. Самозванцы успели захватить территорию бывшего Свято-Троицкого храма и начали строительные работы по возведению церкви с другим названием…

Как знать, может быть в этом сокрыт особый Промысел Божий? По сей день не известно, что выйдет из вероломной затеи захватчиков, а храм Казанской иконы Божией Матери, слава Богу, уже стоит и отрыт для верующих…

 

Итак, в августе 2004 года мы с замиранием сердца впервые переступили его порог. Я стояла под сводами храма и оглядывалась по сторонам. В голове возникала лишь одна мысль: «это чудо… это чудо…это чудо…».

Монументальный снаружи, внутри он совсем не показался мне тяжелым и недоступным. Наоборот, очень легкий, воздушный… Эта высь как будто притягивает к себе. Кажется, что вот-вот ты оторвешься от земли…

«Такой родной, такой теплый», - подумалось мне. «Почему???»… Конечно же, эту добрую энергию вложили сюда люди, которые молились, созидая свою церковь. Это тепло обильно источают и иконы: старинные, принесенные прихожанами из своих домов; и совсем новые, выполненные современными изографами-иконописцами. Заботливо украшенные цветами и рушниками, они создают в храме особый, домашний уют…

Великая Тайна открылась чуть позже, когда после Богослужения мне представилась возможность походить по храму и поближе познакомится с ним. Только тогда я окончательно поняла, ЧТО является первопричиной того, что здесь, в этом величественном храме, так благодатно, как благодатно бывает лишь в маленьких сельских храмах или в тесных кельицах старцев, где мне, многогрешной посчастливилось бывать. Эта тайна – СВЯТЫНИ храма!

Выходим на улицу, по лестнице спускаемся вниз. Нижний храм освящен в честь святого великомученика Георгия. Совсем небольшой и очень красиво расписан. Говорят, что на роспись деньги собирали всем миром… Здесь, под сводами храма покоятся мощи матушки Рафаилы (Тартацкой), последней игуменьи Свято-Троицкого монастыря, уничтоженного большевиками в 30-е годы прошлого столетия. Это отдельная, особая и удивительная история…

 

30 августа 1921 года монахиня Рафаила, прекрасно понимая, что тем самым подписывает себе смертный приговор, приняла руководительство святой обителью. Несколько лет монастырь продолжал принимать страждущих и, как мог, помогал жителям города перенести навалившееся тяготы. Монахини самостоятельно содержали приют для сирот, созданный местными органами власти, занимались и другими благотворительными делами. О некоторых из них свидетельствуют отчеты-рапорты о пожертвованиях на тарелочный сбор для голодающих. За 8 месяцев, начиная с ноября 1921 года, Свято-Троицкий монастырь перечислил на эти нужды 503 тысячи рублей, отчисления от церковной прибыли за 11 месяцев того же года составляли 1 миллион рублей.

Тем не менее, 18 августа 1923 года Киевский ГубЛиквидКом принял решение о его закрытии и передачи детской колонии. Реорганизация по разным причинам затягивалась, поэтому лишь в 1926 году последние насельницы вместе с настоятельницей покинули стены святой обители.

Враг рода человеческого в лице представителей власти остановиться уже не мог - «красному террору» нужны были новые и новые жертвы. Жестокая расправа над игуменьей Рафаилой была близка. Судьбу настоятельницы не мог изменить даже чигиринский прозорливец Варфоломей. Ночью он постучал в дверь дома, где жила матушка с несколькими сестрами обители. Начал громко кричать: «Матушка Рафаила, через пол часа тебе смерть! Убегай!» В это время во двор въехал отряд милиции в количестве шести человек во главе с участковым инспектором Иваном Саламащенко.

…Матушку Рафаилу вывели во двор. Привязали к груше, принесли сена и подожгли. Бывшая регент Епистиния вынесла из дома икону Божией матери «Неопалимая Купина», а сестры стали посреди двора на колени и начали молиться. В это же мгновение ударил гром, черное небо разрезала пополам молния, тяжелые капли дождя упали на землю. Огонь, едва успев разгореться, погас. Тогда игуменью связали, посадили на подводу и повезли на пески к старой бойне. Уполномоченные милиционеры по очереди изуверски надругались над матушкой, а потом убили ее. Присыпав песком бездыханное тело страдалицы, они скрылись…

Злодеяние не осталось незамеченным. Свидетельницей ужасной гибели игуменьи оказалась послушница монастыря Мария Устиновна Нагорная, которая проживала неподалеку. В ту же ночь она тайком откопала истерзанной тело матушки Рафаилы и отвезла на местное кладбище.

…До конца жизни послушница Мария ухаживала за могилкой своей настоятельницы и строго хранила тайну. Лишь перед смертью в 1976 году она доверила ее другому человеку, попросив о том, чтобы, когда она сама отойдет в жизнь вечную, ее похоронили рядом со своей наставницей…

 

Созданный в марте 1989 года Государственный историко-культурный заповедник «Чигирин» буквально с первых дней начал трудится над возрождением истории родного края. Алла Ивановна Перепелица, научный сотрудник музея, внимательно и скрупулезно в самых разных источниках по крупицам собирала и записывала свидетельства о прошлом Чигирина. Она терпеливо поднимала архивные документы, встречалась с оставшимися в живых свидетелями последних исторических событий. Постепенно восстанавливалась историческая правда, которая на переломе двух тысячелетий была насильственно отобрана у людей, и впоследствии искаженна до неузнаваемости…

Так, шаг за шагом, Алла Ивановна вышла на женщину, которой умирающая Мария Устиновна Нагорная передала тайну о мученической кончине игуменьи Рафаилы. Чуть позже она показала место ее земного упокоения. Вскоре по благословению Преосвященнейшего архиепископа Черкасского и Каневского Сафрония захоронение страстотерпицы было вскрыто…

 

Сегодня мало кто знает о почти трагических подробностях этого события. Дело в том, что как только стала известна могила матушки Рафаилы, у местных «раскольников» возник замысел захватить святыню в свои руки. Поэтому в срочном порядке под покровом ночи, настоятель Казанского храма отец Анатолий Прикотенко и небольшая группа, преданных ему прихожан, приступили к открытию захоронения. Почти на рассвете отец Анатолий, «до выяснения обстоятельств», был задержан органами милиции. На несколько дней…

 

Обретение останков явило миру очевидные подробности издевательств, которые испытала матушка Рафаила в час своей мученической кончины. Волосы ее были коротко острижены, руки переломаны, а на лице выбита челюсть...

На фотографии, которую отец Анатолий благословил меня сделать в храме у раки с мощами игуменьи Рафаилы, четко видна полоска света над прозрачным окошком у изголовья матушки. Приняв ее за дефект снимка, я повторила его с другой стороны. Проявила пленку – сияние осталось…

Чигиринцы не сомневаются в святости чигиринской мученицы и молитвенно ждут, когда наступит день ее официального прославления в лике святых новомучеников Черкасских.

 

Делаю земные поклоны. Помяни, Господи, во Царствии Небесном преданную рабу Твою, невинно убиенную игуменью Рафаилу, и сотвори ей Вечную память…

 

Другая великая Святыня Казанского храма – икона Божией Матери «Одигитрия» Чигиринская. Украшенная кружевным полотном и цветами, она находится в специально отведенном для нее месте справа от алтаря. Здесь много живых цветов и зажженных свеч. Необыкновенный лик Богородицы освещает неугасимая лампада… Божия Матерь едва склонилась к Своему Предвечному Сыну, сидящему на Ее левой руке. Другой рукой она указывает на Него, как бы говоря приходящим к Ней, что истинный путь – это путь ко Христу. Икона неповторима и удивительна, около нее хочется молиться…

Здесь тоже своя история…

 

Есть сведения, что именно этот образ находился в алтаре Свято-Троицкой церкви Чигиринского Троицкого монастыря еще в XVII веке. Более того, по одной из версий, благодаря ей он и был основан. Легенда гласит, что однажды враги Христовой Церкви решили сжечь чудотворный образ Царицы Небесной. Чтобы спасти святыню благочестивые люди «с молитвой на устах и слезами на глазах» спустили икону на воду. Через некоторое время она оказалась на берегу реки Тясмин в окрестностях города Чигирина. Вокруг стояли непроходимые болота, и верующие люди стали шапками и фартуками носить землю и песок, чтобы укрепить грунт. Вскоре на этом месте уже возносились монастырские стены…

Другая легенда, основанная на реальных исторических событиях 1608 - 1611 годов, рассказывает о том, что казаки, обманутые польским королем Сигизмундом III и литовским канцлером Львом Сапегой, принимали участие в осаде и взятии города Смоленска. Сражение необычайно продолжительным и тяжелым. Ночью перед решающим штурмом на небе появился образ Матери Божией. Она и помогла казакам победить в кровопролитной битве. Со Смоленска казацкое войско привезло в Чигирин икону Пресвятой Богородицы «Одигитрию», которую со временем установили в местном монастыре.

На протяжении нескольких столетий эта чудотворная икона притягивала к этой святой обители тысячи прихожан из города и соседних сел. Храмовый праздник проходил три дня, необычайно торжественно и красиво. Сопровождаемый пением монастырского хора, крестный ход шел с украшенной живыми цветами иконой Пресвятой Богородицы. Люди молились и плакали, вставая перед святым чудотворным образом на колени. Есть сведения, что за свои чудотворения икона была удостоена драгоценного оклада, а по бокам рамы икона была увешана многочисленными серебряными и золотыми украшениями…

 

После октябрьской революции Чудотворный образ Чигиринской Божией Матери разделил горькую судьбу Свято-Троицкой обители. По воспоминаниям жительницы Чигирина Кириченко Марии Григорьевны изъятые монастырские иконы привозили в дом ее мужа, Кириченко Александра Ивановича, откуда он после раскулачивания был изгнан. Там со святынь, как тогда говорили, «смывали» золото. Затем их грузили на подводы и отправляли в Черкассы. Можно предположить, что Чигиринскую чудотворную икону могла постичь такая же участь…

Имеется свидетельство о том, что в 1924-1925 годах «культовое» имущество Свято-Троицкого монастыря было передано в Черкасское викарное управление, которое в свою очередь его часть закрепило за Черкасским Николаевским кафедральным собором. По инвентарным книгам этого собора в 1924 году под №139 значился Чудотворный образ Божией Матери Смоленской, который находился в деревянном позолоченном киоте. Но о Чигиринской ли «Одигитрии» идет речь?

Несколько лет в честь этой иконы в Черкассах проходили торжественные богослужения. В 1926 году на такой праздник был приглашен епископ Черкасский Иосиф. При закрытии Николаевского храма в 1934 году из него было вывезено 17 больших подвод икон. Они были сданы на временное хранение в магазин на рынке для дальнейшего уничтожения. Далее след Чигиринской «Одигитрии» теряется…

Есть и прямо противоположное свидетельство. Назаренко Мария Кирилловна, 1908 года рождения, рассказала о том, что икону Божией Матери «Одигитрию» Чигиринскую монахини Свято-Троицкой обители, надежно завернув, погрузили в болото около стен монастыря, а Стороженко Дарья Семеновна, которая проживала рядом с этими местами, нашла ее и спрятала».

Так или иначе, но чудотворный образ Божией Матери «Одигитрии» Чигиринской был на десятилетия сокрыт от глаз верующих…

 

Лишь совсем недавно, на переломе XIX и XX веков, в Свято-Покровском Красногорском монастыре близ города Золотоноша этот древний чудотворный был найден. По благословению архиепископа Черкасского и Каневского Сафрония в августе 2001 года почти через 80 лет вынужденной разлуки икона Божией Матери «Одигитрия» Чигиринская на короткое время был привезен на ее историческое место пребывания для поклонения верующих…

Ровно через год, 9 августа 2002 года, монахини Свято-Покровской обители вновь привезли в Чигирин его святыню. Тогда уже было начато возведение нового храма Казанской иконы Божией Матери, поэтому прямо у стройплощадки отец-благочинный Анатолий Прикотенко вместе со священниками Чигиринского округа отслужили молебен Покровительнице города…

Верующие со слезами на глазах беспрерывным потоком подходили к украшенной рушниками и калиной святыне и до земли поклонялись ей. Затем Крестным ходом православные чигиринцы прошли по улицам. Жители и гости города встречали чудотворную икону с цветами, прикладывались к иконе, становились перед ней на колени…

 

В 2003 году произошло большое историческое событие - по великой Божией милости и благословению владыки Сафрония Покровительница Чигирина возвратилась в Казанский храм. Навсегда…

Отец Анатолий рассказал нам о том, что с того памятного дня как будто Сама Божия Матерь взяла на Себя попечение о возведении Дома, в стенах которого ей суждено было пребывать отныне. По Ее святым молитвам словно открылись сердца и души тех людей, от которых многое зависело тогда. Матерь Божия выбрала созидателей Своего храма…

 

Сегодня Казанский приход многочислен и на удивление молод. Рядом со мной на богослужении стояли целые семьи. По всему видно, что для этих людей приход в церковь не случайность, а дело привычное. Женщины, мужчины, старики, подростки и совсем маленькие дети, прекрасно «ориентируются» в церкви: как, куда и когда надо подходить, каков порядок возжигания свеч…

Сразу обращает на себя внимание, что в воскресный день мужчины составляют на богослужении подавляющее большинство. Мне показалось каким-то особенным то, как они «держат» себя в храме. Сразу вспомнились слова историка о подтянутости и выправки казаков Богдана Хмельницкого, готовых в любую минуту с оружием в руках отстоять «Веру отцов»… Да и сам настоятель одним своим видом «задает тон». Наш Никита, которому теперь уже, слава Богу, пошел десятый год, как-то сравнил отца Анатолия: рослого, статного, с мужественным взором, - со своим историческим «кумиром» - монахом-воином Пересветом, вышедшим на неравный поединок с ордынским воином Челубеем и победившим его…

Вспоминаю, как однажды я «по земному» посочувствовала отцу Анатолию, дескать, трудно быть священником на Украине, опасно. Настоятель на несколько секунд задумался, потом вдруг улыбнулся. «Собака лает – поезд идет»… В другой раз меня поразил его ответ на заданный мною вопрос: «Отче, Вы верили, что удастся построить храм?». Батюшка, искренне удивившись, тоже задал вопрос: «Что значит: верил - не верил?» И затем коротко сказал: «Я знал, что храм будет!»…

Я сначала смутилась, от столь неожиданного твердого высказывания, а потом подумала, что в условиях, мягко выражаясь, «непростой» обстановки в Украинской Церкви, проявление такой воли и «характера» - как нельзя кстати…

 

В казанском храме любят и умеют молиться. Почти каждый приходящий, в первую очередь подходит к Чигиринской «Одигитрии». Ставят цветы, возжигают свечи. Приложившись к образу Заступницы, молча стоят перед ней, молятся…

…Вот обильные слезы с глаз платочком смахивает совсем молоденькая девушка. Она, развернув небольшой клочок бумаги, читает по нему перед внимательным и вместе с тем необычайно мягким взором Пречистой. Не знаю почему, но мне показалось, что это исповедь… Рядом с ней неожиданно вырастает фигура, одетого по военному паренька. Видимо это солдат. Щеки горят, в глазах радость… Широко перекрестившись, опускается на колени. Некоторое время, глядя на икону, он, едва заметно шевеля губами, о чем-то говорит…

Я смотрела на него, и почему-то вдруг вспомнила наш Поярковский храм. Прихожан, батюшку, его подопечных солдат из воинской части… Совершенно неожиданно поймала себя на мысли, что расстояния более чем в тысячу километров, которое лежит между Москвой и Чигирином в данный момент нет, что все мы в этот благословенный час молитвы – едины…

Более тысячи лет назад великий Киевский князь Владимир, чтобы сохранить и укрепить государство принял Православную веру и «Русь крестил». Эта вера объединяет нас и сегодня. Да, политические интересы «власть имущих» заставили расчертить границы между Украиной и Россией. Еретики-раскольники, пользуясь малопросвещенностью простых верующих людей, в агонии пытаются окончательно запутать их и внести раздор в ряды Церкви. Но Душа у Церкви одна! У Престола Господня она, как и сама Святая Русь нераздельна и вечна…

 

Заканчивается наш короткий отпуск. Мы покидаем Чигирин. Скоро ли свидимся? Как Бог даст… Благодарю милосердного Господа за все явленные и не явленные Им Чудеса. Молюсь об одном – да дарует Он всем нам, архиереям и священству Украины, нашим украинским братьям и сестрам во Христе, такого количества веры, душевного и телесного здравия, мужества, мудрости и терпения, которого хватило бы на то, чтобы устояла на Земле истинная вера Христова, и единая нераздельная Церковь.

Да будет так, Боже!

Наталья ГЛЕБОВА

Чигирин – Поярково (2004г.)

 

Дорогие читатели!

Восемь десятилетий назад ненасытные богоборцы посмели снять с иконы Чигиринской «Одигитрии» ее драгоценное одеяние – золоченый оклад. Прихожане Казанского храма по всей округе собирают средства для его восстановления.

Если у вас возникло желание и возможность принять участие в этом благородном деле, сообщаем телефон редакции: 8 909 995 04 52.